Организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ с обучающимися подросткового возраста
ОСНОВНОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000 № 619.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Первый этап Второй этап (1950-70гг) (80-е годы)Ключевые слова Страх и запрет Опора на разум
Современный взгляд на данную проблему подразумевает, что стратегическим приоритетом профилактики является создание системы причинно ориентированной позитивной профилактики.
Подходы к организации профилактической работы: Современная профилактика в основном действует именно убеждением.
Классификация профилактики 1. По целевой группе (по объекту воздействия) – вид профилактики.2. По содержанию деятельности (по предмету деятельности) – тип профилактики. 3. По «точке приложения» усилий – уровень профилактики.
Виды профилактики: Первичная (комплекс мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков);Вторичная (комплекс мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у «эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни);Третичная (реабилитация) (комплекс мероприятий, направленных на предотвращение срывов рецидивов заболевания)
Тип профилактики: Общесоциальная (неспецифическая) профилактика (благоустройство подъездов, затрудняющее доступ к потенциальным местам употребления наркотиков, организация досуга подростков, создающая альтернативу приему наркотиков, организация занятости подростков в свободное время).Специфическая профилактика (специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги и тематические занятия, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда).
Уровень профилактики: Личностный (консультирование, лечение, тренинги личностного роста).Семейный – (тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе).Социальный – способствующий изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также отношения к потребителям, что помогает создавать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫПриобщение к Сохранение употреблению ПАВ здорового стиля жизни
Сдвиг системы взаимодействия факторов риска и факторов защитыпри эффективной профилактической работе Приобщение к Сохранение употреблению ПАВ здорового стиля жизни
«Школьные» факторы риска и защиты успеваемость;принятая в школе система воспитания;участие педагогов в профилактике;отношения учеников с учителями (существующий в школе уровень доверия);социально-психологический климат;связь между семьей и школой;наличие школьного самоуправления;мотивация на учение;посещаемость школьных занятий
К школьным факторам риска относят: плохая успеваемость;негативный, неупорядоченный и небезопасный школьный климат;заниженные ожидания педагогов в отношении успехов своих учеников;неэффективные педагогические технологии оценивания учащихся;несправедливость учителя;факты одиночества ребенка в классе, школе;факты унижения или давления на детей сверстниками, старшими, взрослыми;доступность психоактивных веществ в школе;отсутствие возможности включиться в какую-либо деятельность в школе во второй половине дня и т.д.
К школьным защитным факторам относят:благоприятный психологический климат в школе;большие ожидания взрослых по отношению к детям;наличие системы ясных стандартов и правил в школе;развитое детское самоуправлениеи т.д.К факторам, способствующим повышению сопротивляемости по отношению к употреблению психоактивными веществами, можно отнести:взаимоотношение с заботливым взрослым;ощущение успеха;сильные ресурсы (хорошее физическое здоровье, самооценка, чувство юмора);хорошие социальные навыки;наличие навыков решения проблем и самостоятельного мышления;положительное мировоззрение;наличие положительного опыта пережитых в прошлом стрессовых ситуаций.
Основные задачи организации профилактической работы в школе Внедрение превентивных образовательных программ, направленных на снижение интереса к наркотикам и формирование форм активной психологической защиты (противодействия) вовлечению в их употреблениеПодготовка кадров, способных реализовать превентивные программы из числа педагогов и специалистовОпределение «группы риска» и организация выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи (просвещение родителей и работников школы, профилактическая работа с «группой риска»)
Приоритетные направления деятельности школы в области первичной профилактики Устранение неблагоприятных условий школьного окружения (дискриминация и подавление детей, негативные ожидания, аддиктивное окружение, оценочные отношения со стороны педагогов, давление обязательств и т.д.);Создание благоприятных и безопасных условий для развития ребенка (уважение к праву голоса и естественным потребностям ребенка, безусловное принятие его самого, условия для самореализации, удовлетворения интересов, сотрудничество со взрослыми, создание и укрепление школьных традиций, создание безопасных зон отдыха и т.п.); Укрепление самооценки ребенка через позитивное подкрепление;Формирование осознанного отношения к ценности здоровья;Культивирование духовных ценностей и нравственных идеалов;Укрепление социальной компетентности учащихся (тренинги навыков, помогающих преодолевать стрессы, конфликты, эмоциональные трудности, кризисы; находить место в группе сверстников; реализовывать свое право голоса; принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свое поведение и т.д.);Воспитание у учащихся критичного, основанного на правдивой информации, отношения к удовольствиям, средствам зависимости и потребительскому стилю жизни;Реализация детьми права голоса через школьные органы самоуправления;Помощь семье в укреплении ее воспитательной функции.
Профилактическая работа с родителямиработа по формированию нетерпимого отношения к наркотизации детей в той микросреде, где растет ребенокработа по предупреждению внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с нимиработа по оказанию помощи семье в конфликтных ситуациях
Профилактическая работа с учащимисяВнедрение образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей ЗОЖ («Мой выбор», «Быть здоровым – это здорово!» «Обучение жизненно важным навыкам»Тематические классные часы, конференции, ток-шоу, беседы школьного врача, анкетирование, ролевые игры, лекции и т.д.Профилактические беседы с обучающимися и их родителями, состоящими на профилактических учетахпроведение общешкольных антинаркотических мероприятий (День Профилактики, День Здоровья, День инспектора, День нарколога)
Организационно-методическаяантинаркотическая работа в ОУорганизация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров для специалистов и педагогов ОУ по методам и средствам профилактической работыорганизация взаимодействия на уровне социума по созданию благополучной в отношении распространения и употребления ПАВ микросредыпроведение мониторинга распространенности употребления ПАВ в школьном микрорайоне
спасибо за внимание