Новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.Отсутствие духовного развития, как сейчас очевидно, привело к нравственному опустошению, обнищанию душ людских. Редко произносятся слова : добро- как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние- отречение от зла. « А ведь только …Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста»… Евангелие от Луки.
Если же мы обратимся к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей РОДИНЫ ВСЕГДА БЫЛИ СВЯТОСТЬ , ДУХОВНОСТЬ И ЛЮБОВЬ к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И , чтобы вернуться к истокам развития духовно- нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Пути решения проблемы духовного и нравственного воспитания заключаются: 1. В создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. В данный период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной.2. В комплексном и постепенном решении проблемы, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.3. В форме и методах воспитательной работы, которые должны быть пронизаны духовностью и нравственностью.4. В формировании высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределению.
Для комплексного решения данной задачи создана система духовно-нравственного воспитания, которая предполагает: - комплекс педагогических условий; - обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры; - создание формирующей духовно нравственной среды, ориентирующей ученика на духовно-нравственное самовоспитание.
Воспитывающая деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется: через реализацию программы комплексного учебного курса « Основы православной культуры»;Через реализацию предметных циклов, спецкурсов и внеклассную работу.
Оптимальные примеры, формы и методы работы по духовно – нравственному воспитанию: 1.В ходе учебного процессаРешение основных задач нравственного воспитания в системе преподавания всех социально-гуманитарных дисциплин и прежде всего на предметах: ОПК, литературы, обществознания, истории мировой художественной культуры и других.При проведении занятий должны затрагиваться основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно- нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.2. Во внеурочное времяПроведение тематических классных часов , лекций, бесед, докладов по нравственной тематике.Проведение конференций по произведениям писателей затрагивающим нравственную проблематику (Ф.М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский , А. М Горький, И. С. Тургенев, В. Быков, М. Зарецкий, Я. Колос и др.)Литературные дискуссии по произведениям Ю. Трифонова, А. Вампилова, В. Распутина, В. Астафьева.Рождественские и пасхальные библейские чтения под рубрикой «Библия – источник нравственности».Проведение акций милосердия Работа волонтерского клуба «Адрес доброты».
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Краеведческо – ориентационная деятельность;2. Поисково – патриотическая;3.Интеграция взаимодействия учебного заведения, семьи и социальной среды для духовного обогащения и развития личности учащихся.
патриотическое воспитание
ВоспитанникиСвято - Троицкого Храма г. Горячий Ключ
Прогнозируемые результаты - Изменение духовно- нравственных ценностей воспитанников в лучшую сторону.- Проявление доброты, гуманизма, милосердия в поступках учащихся;- Формирование здорового образа жизни;- Уровень воспитанности обучающихся превысит уровень среднего.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ - «Сущность и содержание общечеловеческих духовных и нравственных ценностей »;- «Нравственность и нравственные нормы поведения и взаимоотношений между людьми»;- «Академик Д.С. Лихачев и его заповеди человечности»;- «Христианство – источник духовности, нравственности и культуры»;- «Антигуманная сущность и характер деструктивных и религиозных сект и объединений»;- «Я ищу истину» (о т.наз. равенстве религий, о духовных подделках и о психологических механизмах духовного порабощения личности);- «Нравственные нормы и принципы в условиях рыночных отношений.
Законодательная база духовно-нравственного воспитания. Программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся на 2005/2010 годы» разработана в соответствиис Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» ; «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Заключение «Задача воспитания- пробудить внимание к духовной жизни … Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному- вы не достигли цели воспитания». К. Д. Ушинский