Что такое метод обучения или как работает учитель
Попробуем разобраться в том, что Называется методом обучения;Почему существует много определений метода обучения;Почему существует много классификаций методов обучения
Метод - это: Способ познания,исследования явлений природы и общественной жизни;Способ, прием или образ действийИными словами, метод - обязательный элемент любой деятельности, в том числе и педагогической. Метод входит в структуру обучения (Вывод 1).
Метод может быть рассмотрен Как проектируемая личностью модель деятельности (что делать, чтобы достичь цель?)Как представление о реализуемом проекте (что такое цель?)
Метод выражает собой проект деятельности: Знание о цели и результате деятельности (для чего?);Знание о способе деятельности (как?)Знание о средствах деятельности (при помощи чего?)Знание об объекте деятельности (на что направлен?)
Можно сделать вывод 2. Метод обучения включен в систему обучения. Его выбор и реализация зависит от многих факторов, среди которых: цель, содержание учебного предмета, наличие средств, особенности объектов процесса обучения (учителя и учеников).
Что же такое метод обучения?
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин: Метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения; в результате этой деятельности реализуется учение, усвоение учеником содержание образования (Дидактика средней школы, 1982)
Ю.К. Бабанский: Способ упорядоченной деятельности преподавателя и обучаемый; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Педагогика, 1983)
И.Ф. Харламов: Под методом обучения следует понимать способы обучающей деятельности учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (Педагогика, 1997)
А.В. Хуторской: Метод обучения - это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленный ими на достижение образовательных целей (Современная дидактика, 2001)
Сравним предложенные определения:
Что же МЫ будет называть методом обучения?..
Какие методы обучения существуют? Или проблема классификации методов
Классификация - это Система соподчиненных понятий в какой-либо отрасли знаний, оставленная на основе учета общих признаков объектом и закономерных связей между ними; классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знаний о них (Современный словарь иностранных слов, 1992)
Ю.К. Бабанский: основные группы методов 1. Методы стимулирования и мотивации учения 1.1. Методы формирования мотивации и интереса к учению1.2. Методы формирования чувства долга и ответственности2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций2.1.Перцептивные 2.2.Логические2.3. Гностические2.4. Методы самостоятельного управления учебными действиями3. Методы контроля и самоконтроля
Ю.К. Бабанский: методы стимулирования и мотивации учения (группа 1)
Ю.К. Бабанский: методы организации и осуществления учебных действий и операций (группа 2)
Ю.К. Бабанский: методы организации и осуществления учебных действий и операций (группа 2 - продолжение)
Ю.К. Бабанский: методы контроля и самоконтроля (группа 3)
А.В. Хуторской:Методы продуктивного обучения
А.В. Хуторской: когнитивные методы обучения Это методы учебного познания, они соотносятся с логикой научного познания и спецификой учебного предмета. Их применение приводит к созданию креативного результата, поэтому они одновременно и методы креативные.Примеры таких методов: эмпатии (вчувствования), вчувствования, смыслового видения, образного видения, символического видения, эвристических вопросов, сравнения, мозгового штурма...
А.В. Хуторской: методы оргдеятельностные разделяются на группы: Методы ученического целеполаганияМетоды создания образовательных программ учениковМетоды нормотворчества (норм индивидуальной и коллективной деятельности)Методы самоорганизации обученияМетоды рецензии
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин называют методы: Объяснительно-иллюстративныйРепродуктивныйПроблемного изложенияЧастично поисковыйИсследовательский
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин: деятельность субъектов в рамках методов:
Функции некоторых методов обучения:
Выбор метода зависит от многих факторов. Среди них: Цель обучениеУровень мотивации обученияЗакономерности и принципы обученияСодержание, его объем и особенностиУровень подготовленности учениковВозраст, работоспособность, активность учениковСформированность учебных навыковПродолжительность обучения Тип и структура занятияУровень подготовленности учителя
Итак, надо разобраться... Метод обучения - это способ взаимодействия? Кого с кем?Для чего он используется?Почему нет одного определения и очень сложные классификации методов в дидактике? А как обстоят дела в конкретной методике?Какая единица крупнее - метод или прием обучения?А что такое средства обучения?