Методы и формы гражданского образования
Необходимые условия гражданского образования использование современных педагогических технологий;использование активных форм обучения;создание в школе обстановки, способствующей воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного творческого потенциала.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их познавательные силы и способности, формируется мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к жизни. По источнику получения знаний:словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);наглядные (иллюстрации и демонстрации);практические (упражнения, лабораторные и практические работы)По уровням познавательной деятельности:объяснительно-иллюстративный (различные средства сообщения, осмысления и запоминания информации);репродуктивный (упражнения и задачи с использованием разных алгоритмов-инструкций);проблемный;частично-поисковый или эвристический;исследовательский (поисковая творческая деятельность по решению новых проблем) .
Методы обучения по степени включённости обучающихся в процесс обучения пассивные – главная задача: запоминание и воспроизведение услышанного от учителя;активные – обучение основано на диалоге и свободном обмене мнениями;интерактивные – возрастает роль учащихся в поиске и анализе информации, её переработке и выработке на её основе определённого решения, внимание акцентируется на творческий поиск и самостоятельное решение определённой проблемы.
Основные принципы преподавания курсов гражданского образования Отсутствие давления на учащихся со стороны учителя, одноклассников , учебника и т.д.Свобода выбора, т.е. наличие в школе ряда предметов по выбору учащихся.Перевод внешних воздействий во внутренние качества - знания воспринимаются не как абстрактные постулаты, а как жизненно важные и практически полезные.Толерантность (терпимость) к различным взглядам и открытость выражения любых мнений и позиций.Коммуникативность – дружеские и равноправные отношения между учителем и учащимися, а также между одноклассниками в процессе диалога. Создание комфортных условий – создаётся обстановка раскрепощённости и доверительных отношений.Участие школьников в общественной жизни, во внеклассной работе, приобщение к общественно полезному труду.Социализация и адаптация учащихся к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в обществе.Использование самоанализа и рефлексии в ходе изучения материала, посвящённого общественным отношениям.
Стратегии гражданского образования (условное деление) пассивные;активные;интерактивные.
Пассивные стратегии или методы линейного воздействия Формы реализации в учебном процессе:лекция;изучение документа;опрос по пройденному материалу.Коммуникация – процесс взаимодействия превращается в одностороннее линейное воздействие
Условия выбора пассивной стратегии: у учащихся нет достаточного количества источников информации, а для проведения учебных занятий или внеурочной деятельности необходима дополнительная информация;мало времени для нахождения информации;большая аудитория обучающихся;задача отбора наиболее талантливых и успевающих;объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения;особенность класса подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения, у подростков не хватает необходимого социального опыта.
Активные стратегии или методы кругового воздействия Формы воплощения:любые виды дискуссий;круглые столы;«мозговые штурмы»;различные беседы (эвристические, сократические и т.д.)Коммуникация – характер взаимодействия меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия.
Условия выбора активной стратегии: средний уровень подготовленности аудитории;рассматриваемые вопросы имеют повышенный общественный интерес или основаны на распространённом социальном опыте;у учащихся развито умение задавать вопросы;необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал;аудитория средних размеров;объём материала позволяет развивать обсуждение;достаточное количество времени для пояснений и уточнений;достаточно однородный уровень подготовленности;высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.
Интерактивные стратегии или методы кругового воздействия Формы воплощения:ролевые и деловые игры;дебаты;проектная деятельность;обсуждение альтернативных решений;моделирование.Коммуникация – характер взаимодействия резко меняется, учитель перестаёт быть центральной частью занятия, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией, определяет общее направление.
Условия и факторы выбораинтерактивной стратегии: уровень теоретической подготовки учащихся;наличие социального опыта по рассматриваемой теме;наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию;степень мотивации учащихся к учению;количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними;количество учащихся;индивидуальные особенности преподавателя (темперамент, уровень владения материалом, интересы);внешние ограничения (количество времени, общий объём материала, способы оценки успешной работы – тесты, экзаменационные вопросы и др.).
Классификация форм и методов учебной работы
Эффективные методы гражданского образования: различные способы формирования групп;работа с понятиями;учебное сотрудничество;анализ документов;работа со средствами массовой информации;организация дискуссии;поиск альтернатив и принятие решения;умение задавать эффективные вопросы;проведение ролевых и деловых игр.
Источник: Воскресенская Н., Шехтера С. при участии Иоффе А. и Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. – 184 стр. Подробнее…