АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ В РОССИЙСКОМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор , заведующая кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики ГОУ ВПО МГПУ
переход на уровневую систему подготовки кадров, на стандарты третьего поколения; категоризация высших и средних специальных учебных заведений; реформа общего среднего образования, его переход на новые стандарты; неблагоприятная ситуация на рынке труда. Реформирование высшего профессионального образования России:
Потребность в специалистах нового поколения обусловлена следующими факторами: снижением рождаемости и увеличением количества детей с проблемами в развитии; налаживанием системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии; развитием и нарастанием интеграционных процессов; повышением внимания массовой общеобразовательной школы к учащимся, которые испытывают трудности в обучении; включением новых категорий лиц с ограниченными возможностями в образовательную среду (дети с ДЦП, синдромом Дауна, со сложной структурой нарушений, с аутизмом).
До 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми. От 83% до 92% имеют неврологическую патологию. Дети-инвалиды: врожденные аномалии (пороки развития) -22,2%, психические расстройства – 15,3%, болезни нервной системы – 13,9%, травмы – 7,1%, эндокринные заболевания - 6,8%, болезни органов дыхания – 6,5%, др. виды патологии – 28,2 %.
Перинатальные поражения ЦНС – различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают интранатальная асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода.
Раннее поражение мозга почти всегда в дальнейшем проявляется в той или иной степени нарушенным развитием. Могут быть нарушены различные «линии развития»: Двигательное развитие Психическое развитие Доречевое и речевое развитие.
Степени выраженности неврологической патологии: Легкая степень Гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дисфункция, астенический синдром, нарушения мышечного тонуса, синдромы гипер- и гиповозбудимости. Средняя степень Синдромы двигательных расстройств, эписиндром. Тяжелая степень Детский церебральный паралич. Органическое поражение ЦНС.
Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика
Психическое развитие Познавательная деятельность Эмоционально- волевая сфера Личностные особенности
Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое) Запас знаний об окружающем Уровень развития деятельности Мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое) Внимание Память Понимание обращенной речи Познавательное развитие
Речевое развитие Импрессивная речь (понимание обращенной речи) Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи
Задержка доречевого развития: Позднее появление голосовых реакций Малая активность, звуковое однообразие, фрагментарность, слабая интонационная выразительность (гуления и особенно лепета) Задержка речевого развития - более позднее начало речи; иногда - замедление темпов формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.
1 уровень: Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения Отдельные звуки, звукокомплексы Лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания 2 уровень: Простая фраза Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. (Активный словарь – существительные, реже – глаголы и прилагательные; предлоги – редко. Слоговая структура слов нарушена) 3 уровень: Развернутая фраза. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов; ошибки в согласовании и управлении). Синтаксические конструкции фраз бедные 4 уровень: Лексико-грамматическая недостаточность
Речедвигательные расстройства - нарушение моторной реализации речи. В первые годы жизни – раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.
Методы логопедического воздействия: Дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий). Точечный, зондовый, щеточный массаж. Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Дыхательные и голосовые упражнения. Искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
Дифференцированный логопедический массаж
Варианты задержек развития Равномерное отставание по всем «линиям развития». Неравномерное отставание: а) Изолированная задержка развития (по одной из «линий развития») б) Парциальная задержка. в) Неравномерное развитие (в нескольких «линиях развития»).
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии в условиях лекотеки, службы ранней помощи, ППМС центров, групп кратковременного пребывания и др.
Увеличение количества детей с нарушениями развития требует расширения службы ранней медико-психолого-педагогической помощи. Недостаток специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста предусматривает различные формы работы по подготовке кадров.
Студенты отделения логопедии МГПУ получают специализацию «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии». Преподавание учебных дисциплин осуществляется в соответствии с практико-ориентированным подходом. Занятия проводятся ведущими специалистами в данной области, имеющими многолетний опыт работы с детьми. Информационные технологии являются стержнем содержательной стороны образования.
Консультативная деятельность преподавателей и студентов в лаборатории «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» НИИСО МГПУ
Варианты психолого-педагогического заключения в раннем возрасте. Задержка речевого развития. Познавательное развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Познавательное развитие соответствует возрасту. Спастико-паретический синдром в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата*. Познавательное и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития, дизартрия. Задержка познавательного и речевого развития. Выраженная задержка психо-речевого развития. Выраженная задержка речевого и легкая задержка познавательного развития.
Варианты логопедического заключения в дошкольном возрасте «Стертая дизартрия» «Дизартрия, ринолалия» «Моторная алалия, дизартрия» «Фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии» «Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития) у ребенка с дизартрией» «Системное недоразвитие речи (II уровень речевого развития) при ЗПР»
Спасибо за внимание.