Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников (Материал к педагогическому совету)
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Положительные аспекты традиционного обучения: систематичность; организационная четкость;упорядоченная, логически правильная подача материала; оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Основные образовательные процессы традиционного обучения: обучение как вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками;развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления;воспитание как направленное формирование личности с заданными свойствами.
Цель личностно-ориентированного образования: - не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый;дифференцированный;субьективно-личностный;индивидуальный.
Универсальные черты личностно-ориентированной технологии : сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ученика, предоставление ученику свободы для выбора содержания и способов учения и поведения,сотворчество учителя и учащихся.
Требования к учителю: гуманная педагогическая позиция;забота о духовном и физическом здоровье учащихся;умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;умение работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;владение педагогическими технологиями личностно-развивающей направленности;забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика.ценностное отношение к ученику, культуре, творчеству;
Методы и формы организации личностно-ориентированного обученияразвивают навыки анализа информации, самообучения;стимулируют самостоятельную работу учащихся;формируют ответственность за свой выбор; опыт самоорганизации; становление ценностей.
Занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик получает возможность взглянуть на себя, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других;вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;учится продуктивному общению.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.).Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. ).Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).Педагогические технологии адаптивной школы.Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А..Игровые технологии.Технологии развивающего обучения.Проблемное обучение.Технологии уровневой дифференциации.Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов).Коллективный способ обучения.
Правила личностно-ориентированного образования 1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы и средства, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. 2. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны. 3. Формировать положительную самооценку ученика, предоставлять возможности для самоутверждения. 4. Исключить методы, унижающие личность. 5. Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.
Элементарные правила практической диалогики: выделить другого из множества лиц – узнать его;принимать другого таким, каков он есть;помочь другому познать себя, людей, мир;воспитать другого можно, только воспитывая себя;общение учителя и ученика – основа педагогического процесса;обучить общению можно только в общении;слушать – тоже общение;учитель – организатор учебного сотрудничества учащихся;ученик научится сам, когда научит другого;трудность общения есть одновременно трудность познания.
Литература 1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 19965. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.6.Разина Н.А.Коммуникативная культура учителя как условие личностно ориентированного образования.Завуч,№3,2004.7.М.Ю.Савченко.Профориентация.Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.М.,»ВАКО», 2005.