Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии Подготовила учитель МОУ СОШ №29 Немтырёва Г.Е.
Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодняСодержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цельОбучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляется объединение, интеграция различных дисциплинДостигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подходаАктивно используется положительная стимуляция учения
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:Разноуровневое обучениеКоллективное взаимообучениеМодульное обучениеТехнологию проектного методаИгровые технологииИнформационно-коммуникативные технологииТехнологию сотрудничества
Как ключевое звено любой образовательной технологии урок традиционно содержит следующие этапы:Организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации;Овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности;Усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем;Контроль и самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и задачи воспитания.
Этапы организации личностно- ориентированного урока
Совместное целеполаганиеобеспечивает проявление интересов детейвыстраивается, уточняется и согласовывается система ожиданий от урокацикл уроков по теме «Соли»Учитель задает общий вопрос детям:Что каждому из вас было бы интересно узнать о солях?Учитель вызывает детей на диалог и вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы предстоящей темыРезультатом является таблица
Совместное целеполаганиецикл уроков «Карбоновые кислоты»
Актуализация личностного опытаДети уже многое знают из личного опыта. Этот опыт нельзя игнорировать, так как в отличие от изученных научных понятий, он часто обладает большей прочностью и вмешивается в рассуждения и умозаключения детей. На этом этапе происходит не только согласование житейского и научного опыта, но и порождение личностных смыслов в рамках изучения учебного материала.
Актуализация личностного опытаУчитель задаёт вопросы:Какие соли вам известны? (Поваренная, морская)Где вы с ними сталкивались? (Дома и в природе)Почему, на ваш взгляд, соли носят такое название? Учащиеся выстраивают логические цепочки, обращаясь к собственному опыту (вспоминают вкус поваренной соли) …Учитель помогает детям сделать более правильный вывод.Какую пользу приносят соли и какой вред они могут нанести?Учащиеся работают в парах или группах
Актуализация субъектного опыта учащихся является не только важным элементом личностно-ориентированного урока, но и необходимым условием развития у детей интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности.Соли – это природный продукт, или они созданы человеком?Различие позиций можно использовать для организации учебной дискуссии.Учащиеся имеют определенные знания,но они во многом неполны и несистемны (признаем их как безусловную ценность).Всю последующую работу учитель выстраивает с опорой на выявленноесодержание житейского опыта, подводя кпринятому в науке выводу. «свойства карбоновых кислот»Учитель просит назвать физические свойства веществ, показывая бутылку с уксусной эссенцией,а затем стеариновую свечу(смесь кислот) В результате диалога выявляются все физические свойства карбоновых кислот (низших и высших). Делается обобщающий вывод.Три разновидности ситуации: 1)актуализация первичного опыта 2)актуализация обогащаемого опыта 3)актуализация закрепляемого опыта
Создание ситуации выбора на урокеситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.Ситуации выбора присуще следующие черты:Ограничение во времени, т.к. она занимает некоторую часть (этап) урока;Наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;Предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;Проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания. Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.
При проектировании и построении выбора надо учитывать следующие обстоятельства:Готовность учащихся к выбору.Педагогическая целесообразность.Стимулирование учащихся к выбору.Аргументация своего выбора.Определение степени свободы выбора.Успешность деятельности.Защищенность школьников от собственных ошибок.Оценка результатов решения выбранного варианта. В зависимости от учебной задачи, форм, способов и условий ее решения можно моделировать и строить разные ситуации выбора. Их вариативность обусловлена:- Степенью свободы выбора ученика;Формой организации учебной деятельности;Сложностью предлагаемых для выбора заданий;Формой выполнения учебного задания;Степенью самостоятельности действий учащихся;Возможностью использования при выполнении задания различных источников информации.
Создание ситуации выбора на урокеНа этапе проверки знаний учитель предоставляет возможность десятиклассникам выбрать один из способов описания строения метана:СамостоятельноС помощью опорной схемыПользуясь письменным планом ответа.На этапе контрольных мероприятий важно обеспечить выбор различных форм:в виде тестав виде решения задачв виде выполнения творческого задания.Домашнее задание также задается разноуровневое по содержанию и форме.
Возможен и целесообразен вариант анализа личностно-ориентированного урока, который можно назвать экспресс-анализом.Его основные характеристики – мобильность, краткость, сосредоточенность на ведущих (основополагающих) признаках.Критерии анализа:Актуализация на уроке субъектного опыта учащихся;Создание на уроке ситуаций выбора и успеха;Введение учащихся в диалог;Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности.Эксперты отмечают в данной схеме наличие или отсутствие этих признаков в деятельности педагога и учащихся на уроке. Предлагаемая модель экспресс-анализа позволяет выразить экспертную оценку и в количественных показателях.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласоватьего с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).В. Гете сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…»Не секрет , что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом – задача всех учителей!