Основные концептуальные идеи технологии личностно-ориентированного воспитания
Тенденции развития современных основ педагогики: изменяется представление о личности учащегося, способной к рефлексии, саморегуляции; личность ученика становится системообразующим началом;подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним закрепляется статус субъекта образования;наряду с социализацией важное значение придается стремлению к самореализации и саморазвитию.
Система отношений «педагог-ребенок» Я, как педагог, влияю, воздействуюРебенок, как объект моего воздействияЯ, взаимодействую с ребёнкомРебенок, взаимодействует со мной
Концептуальные положения1. Центр концепции - Человек 2. Переход в сферу субъект- субъектных отношений3.Создание условий для раскрытия личностного потенциала4. Самовоспитание
Ценности личностно-ориентированного воспитания
Модель личностно-ориентированного воспитания
Цель личностно-ориентированного воспитанияания: не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Личностно-ориентированный подход
Принципы поддержки • любить ребенка • очеловечить среду, в которой он живет • прожить в ребенке свое детство
Технологическая цепочка воспитательного дела 1. Подготовительный этап2. Психологический настрой3. Содержательная предметная деятельность4. Завершение5. Проекция на будущее
Условия реализации личностно-ориентированного подхода Направленность на самоопределение личностиУчет личностного развития ребенкаПоиск лучших качеств личностиДиагностика личностиПрогнозирование развития личности
Педагогические технологии на основе личностной ориентации Технология свободного воспитанияГуманитарно-личностная технология «Школа жизни" Технология личностно-ориентированной КТД Технологии личностно-ориентированного взаимодействия субъектов школьной жизни Технологии саморазвития личности во внеурочной деятельностиТехнология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании Педагогика сотрудничестваТехнология витагенного образования
Требования к личностно-ориентированным технологиям • диалогичность • деятельностно-творческий характер • поддержка индивидуального развития ребенка • предоставление пространства свободы
Алгоритм внедрения личностно-ориентированной технологии 1.Определение цели2. Анализ ведущего противоречия3. Выявление особенностей общего развития личности4. Определение доминирующего вида деятельности5. Определение задач и способов деятельности
Этапы индивидуальной работы 1 этап- диагностирование каждого ребенка 2 этап -наблюдение и изучение 3 этап –проектирование развития4 этап –определение системы воздействий5 этап -коррекция
Педагогическая позиция Принцип: не рядом и не над , а вместеЛиния поведения: максимально развернуть возможности личностного ростаВзгляд на ребенка как на партнераСпособы общения: понимание, признание ребенка, эмпатия
Результаты Педагоги способны к ростуРасширение способностей и перспектив ребенкаДети раскрепощаются
Критерии воспитанности уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, способность к нравственной саморегуляции поведения мера педагогической помощи
В воспитании всё дело в том, кто воспитатель!Д. Писарев