КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Думанова Наталья Борисовна учитель физикиМОУ гимназии города Урюпинска Волгоградской области
«Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире…» Д. Медведев «Ежегодное послание Федеральному собранию» 2008 г.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Причины кризиса знаниево-просветительской парадигмы Несоответствие между постоянно растущим объемом информации и нормативом времени на ее усвоениеОтсутствие необходимости перегружать память ребенка, ибо существуют хранилища информации иной природы
Компетентностный подход- это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальностиМетаобразова-тельные конструкты
Структура компетенции Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Виды компетентности Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности.
Виды ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Учебно-познавательная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования
Компетентностный подход в преподавании физики Задачи:₪ реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;₪ дифференциация предметного содержания;₪ разработка и отбор средств, методов, приемов, использование новых технологий;₪ создание объективной системы мониторинга.Принципы:₪ в любом действии на уроке предоставлять ученику право выбора;₪ создавать проблемные ситуации;₪ усвоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельности;₪ регулярно осуществлять рефлексию;₪ использовать возможности, знания, интересы самих учащихся.
Содержание деятельности на уроке физике
Психолого-педагогическая диагностика и компетентностный подход Компетентностный Психолого- подход педагогическа диагностикаСотрудничество педагога и психолога подразделяется на три типа:1. Тесты знаний и учебных умений, методики экспертной оценки стиля учебной деятельности и личных качеств учеников.2. Интеллектуальные и личностные тесты, методики шкалирования, стандартизированное наблюдение.3. Проектные тесты, социометрия, поисковое наблюдение.
Что влияет на формирование компетенций?
Взаимодействие учеников, педагогов и родителей в компетентностной парадигме Компетенции Учителя Учащихся₪ научно-теоретические; ₪ интеллектуальные;₪ методические; ₪ методические;₪ личностные. ₪ коммуникативные. Родителей ₪ образовательные; ₪ воспитательные; ₪ личностные.
Интеграция двух парадигм Знаниево-предметнаяпарадигмаКомпетентност-ная парадигма