Компетентностный подход в образовании
Болонский процесс и компетентностный подход Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов и контролируется стандартными государственными тестовыми процедурами
Болонский процесс и компетентностный подход «В рамках Болонского процесса европейские университеты в разной мере и с различающимися степенями энтузиазма осваивают (принимают) компетентностный подход …» «Компетентностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия». В. И. Байденко. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования
Болонский процесс и компетентностный подход 2003г. – вступление России в «Болонский процесс». 2005г. – План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005–2010гг. 2006г. – Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010гг. 2009 – 2011 гг. – поэтапное принятие и введение в действие ФГОС ВПО Компетентностный подход это исходная точка модернизации российского образования, которая указывает на качество конечного продукта – компетентность выпускника
Вхождение в Болонский процесс переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр – магистр» система ECTS зачетных единиц или «кредит-часов» создание системы аттестации и контроля качества образования развитие соответствующего научного пространства переход от квалификационной модели (характерной для действующих ГОС ВПО) к компетентностной модели специалиста
Что обусловило компетентностный подход? ускорение темпов развития общества новые требования к выпускникам на рынке труда («профессиональный универсализм») развитии процессов информатизации (неограниченный доступ к информации)
Образование от результата является основой стратегии модернизации высшей школы в России Образование от результата является основой стратегии модернизации высшей школы в России
Эволюция определения «компетенция» 1950-1970 гг. – термин «профессионально важные качества» 1970-1990 гг. – адаптация к быстро изменяющимся условиям и требованиям деятельности, способность переносить полученные навыки в другие сферы деятельности после 1990-го – термин «компетенция» как максимально широкое понятие - «готовность человека к эффективной работе»
Что такое компетенция(и)? соответствие, соразмерность (пер. с лат.) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом совокупность индивидуальных и профессиональных характеристик работника, определяющих качественное выполнение работы (Г. Сартан) знания в действии, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию (Э.Ф.Зеер) предметная область в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности (президиум Совета МГУ им. М.В. Ломоносова)
Компетенции и навыки (Европейский проект TUNING) знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)
Что такое компетентность? овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.И.Зимняя) состоявшееся качество личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В.Хуторской) способность действовать в ситуации неопределённости общая интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенной области
Особенности компетентности
Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «понимать», «иметь» (научное представление), «владеть», «уметь», «обладать» (способностью), «быть» (готовым, подготовленным), «знать», (стремиться) «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), «выражать» и т.д.
Формулировка компетенций 2. В виде концентрированных кратких предложений с помощью существительных: способность навыки знания готовность приверженность понимание ответственность и т.п.
Результат образования ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы
Результат образования (пример) ФГОС направление «Педагогическое образование» (профессиональный цикл) знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; владеть: способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
ФГОС укрупненной группы «Образование и педагогика»
Бинарная классификация компетенций (Министерство образования и науки РФ) 1 группа – общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») компетенции 2 группа – профессиональные (предметно-специальные) компетенции
Требования к результатам освоения ООП (ФГОС «Педагогическое образование»)
Соотношение компетенций в ФГОС
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК) перечень компетенций, являющихся как результатом изучения всех циклов и блоков дисциплин, так и результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (направление «Педагогическое образование») Примеры: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8) Количество ОК: 16
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (направление «Профессиональное обучение») Примеры: обладает осознанием культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); обладает способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5); Количество ОК: 29
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (направление «Психолого-педагогическое образование») Примеры: способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); Количество ОК: 11
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (направление «Специальное (дефектологическое) образование») Примеры: обладает способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); обладает способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6); Количество ОК: 8
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК) (направление «Специальное дефектологическое образование») Примеры: обладает способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); обладает способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); Количество ОПК: 3
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК) (направление «Психолого-педагогическое образование») Примеры: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12) Количество ОПК: 12
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК) (направление «Педагогическое образование») Примеры: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); Количество ОПК: 6
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Профессиональное обучение») (1) Виды деятельности: учебно-профессиональная обладает способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2) научно-исследовательская обладает способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Профессиональное обучение») (2) Виды деятельности: образовательно-проектировочная обладает способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15); организационно-технологическая обладает способностью организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Профессиональное обучение») (3) Виды деятельности: обучение по рабочей профессии обладает способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32); Количество ПК: 36
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Психолого-педагогическое образование») (1) в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Психолого-педагогическое образование») (2) в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Психолого-педагогическое образование») (3) в социально-педагогической деятельности умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3); в педагогической деятельности в дошкольном образовании способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Психолого-педагогическое образование») (4) в педагогической деятельности на начальной ступени общего образования способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3); Видов деятельности: 5 Количество ПК: 39
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Специальное (дефектологическое) образование» (1) в области коррекционно-педагогической деятельности обладает способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Специальное (дефектологическое образование») (2) в области диагностико-консультативной деятельности обладает способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Специальное (дефектологическое образование») (3) в области исследовательской деятельности обладает готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); в области культурно-просветительской деятельности способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14). Количество ПК: 14
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Педагогическое образование») педагогическая деятельность способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4) культурно-просветительская деятельность умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8) Количество ПК: 11
Объем дисциплины определяется ее вкладом в формирование компетенций
Пример: дисциплины – формируемые компетенции
Компетентностный подход не требует «зафиксировать все содержание образования как перечень компетенций». Компетентностный подход не требует «зафиксировать все содержание образования как перечень компетенций». Масштабность, глубина содержания образования должна быть адекватной заявленным компетенциям. Компетентностный подход не сопровождается отходом от принципа фундаментальности российского образования. Он актуализирует вопрос о его современном понимании, переосмыслении.
Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!