КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Думанова Наталья Борисовна учитель физики МОУ гимназии города Урюпинска Волгоградской области
«Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире…» Д. Медведев «Ежегодное послание Федеральному собранию» 2008 г.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Причины кризиса знаниево-просветительской парадигмы
Компетентностный подход- это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности
Структура компетенции Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция Знания Способности Умения Индивидуальные характеристики Специализация Профессионализм
Виды компетентности Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношений к ней и предмету деятельности.
Виды ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Социально-трудовая компетенция Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Учебно-познавательная компетенция Компетенция личностного самосовершенствования
Компетентностный подход в преподавании физики Задачи: ₪ реализация структуры деятельности с позиции компетентностного подхода; ₪ дифференциация предметного содержания; ₪ разработка и отбор средств, методов, приемов, использование новых технологий; ₪ создание объективной системы мониторинга. Принципы: ₪ в любом действии на уроке предоставлять ученику право выбора; ₪ создавать проблемные ситуации; ₪ усвоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельности; ₪ регулярно осуществлять рефлексию; ₪ использовать возможности, знания, интересы самих учащихся.
Содержание деятельности на уроке физике
Психолого-педагогическая диагностика и компетентностный подход Компетентностный Психолого- подход педагогическа диагностика Сотрудничество педагога и психолога подразделяется на три типа: 1. Тесты знаний и учебных умений, методики экспертной оценки стиля учебной деятельности и личных качеств учеников. 2. Интеллектуальные и личностные тесты, методики шкалирования, стандартизированное наблюдение. 3. Проектные тесты, социометрия, поисковое наблюдение.
Что влияет на формирование компетенций? Семья Школьный коллектив Друзья Досуг Профессиональная ориентация Политика
Взаимодействие учеников, педагогов и родителей в компетентностной парадигме Компетенции Учителя Учащихся ₪ научно-теоретические; ₪ интеллектуальные; ₪ методические; ₪ методические; ₪ личностные. ₪ коммуникативные. Родителей ₪ образовательные; ₪ воспитательные; ₪ личностные.
Интеграция двух парадигм