* ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК ОБЪЕКТ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 900igr.net
* План: 1. Понятийный аппарат инновационного педагогического опыта. 2. Сущность инновационного педагогического опыта. Понятийный аппарат инновационного педагогического опыта. 3. Атрибуты инновационного педагогического опыта. Критерии распознавания и оценки инновационного педагогического опыта. 4. Методики изучения инновационного педагогического опыта. ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
* Понятие инновации: - термин «инновация» (от лат. «обновление, улучшение) означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов чужой культуры в некую традиционную культурную среду; например, инновацией называлось вторжение европейских обычаев, утвердившихся в западных странах, в традиционные способы организации африканских и азиатских обществ; - новый смысл понятия «инновация» связана с выделением в нем экономического, технического или социально-экономического контекста; - характеристики инновации (по Г. Тарду): а) необходимость принятия ее «социальным умом» (общественным сознанием); б) высокая социально-прогрессивная значимость; в) непрерывность, целенаправленность; г) двойственная природа появления (внутренняя, порожденная потребностью индивида; внешняя, порожденная потребностью общества). ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* Обобщенное понимание инновации: - инновация – внедрение нечто нового (новшества) в какую-то систему, что приводит к заметному изменению системы. - термин «инновация» корреллирует с традиционными философскими и общенаучными понятиями «новое» и «открытие» (для которых признак новизны является первостепенным); - «новое» предстает во множестве различных аспектов: а) новое как принципиально новое; б) как очередной, новый экземпляр; в) новое как переоткрытие утраченного временем старого; г) новое, относящееся к определенному времени; д) новое как объективно, локально, регионально, субъективно новое; е) новое, возникшее под влиянием иррациональных начал; ж) новое как преобразованный исходный объект; з) новое, направленное на позитивные изменения системы; и) новое как состоящее в диалектическом единстве со старым, как вбирающее в себя совершенные характеристики старого. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ»
* - открытие: «Инновации – это любое открытие, которое достигло некоторого уровня признания в рассматриваемом обществе. Чтобы открытие квалифицировать как инновацию, оно должно быть транслируемом, а стало быть должно допускать возможность трансляции» (Ч. Ламсден); - «пара» «инновация – открытие» предстает как продукт креативного процесса, осуществляемого на индивидуально-личностном уровне с высокой степенью новизны, приближенной к абсолютной; - сопоставление инновации и открытия (по И.Т. Балабановой): а) открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне прикладного порядка; б) открытие не преследует целью получения выгоды; инновация всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду (приток денег, повышение производительности труда и т.п.); в) открытие может быть сделано изобретателем-одиночной, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта; г) открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ» (продолжение)
* Инновация: – итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный и т.д.); – прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера; – общественный, техническо-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход; ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ»
* Инновация: – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического опыта для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряженные с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде. Примем за основу определение: – инновация – явление, направленное на качественное изменение системы, вносящее в нее новые, относительно стабильные элементы, в результате которых данная система приобретает новое, более совершенное состояние ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИЯ»
* Инновационная деятельность: – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научно-исследовательской работы, либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо в новый подход к социальным услугам; – деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному их использованию для обновления производительных сил, организационно-экономических отношений и взаимодействия в хозяйственных системах; – деятельность, связанная с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
* – инновации – специфический вид профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении – инновации – атрибут образования, отражающий прогрессивные изменения в современном образовательном учреждении; – инновации возникают как следствия противоречий и направлены на разрешение этих противоречий и снятия проблем; – инновации связаны с освоением, созиданием и внедрением педагогических новшеств (новаций); – потенциальными субъектами инновации являются все участники образования (и руководство образовательного учреждения, и педагоги, и учащиеся (воспитанники), и их родители); – инновации приводят к существенным и прогрессивным изменениям в образовательном учреждении; – в результате инновации происходят изменения в протекании образовательного процесса, в квалификационных характеристиках участников образования; – инновации являются предпосылками развития образовательного учреждения в муниципальном образовательном пространстве. ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
* Причины, которые обусловливают сопротивление педагогов инновациям: – естественная боязнь неизвестного, желание сохранить привычную схему действий, которая хороша знакома, освоена и не вызывает больших психологических усилий; – опасение материальных потерь, например, в заработной плате в случае возросшей нагрузки; – угроза сложившимся социальным отношениям, вызванным изменениями. ПОЧЕМУ ПЕДАГОГИ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ИННОВАЦИЯМ?
* Способы преодоления инновационного сопротивления персонала образовательного учреждения : – информирование об всех деталях изменений и последующих положительных эффектах, с тем чтобы педагоги стали убежденными сторонниками перемен; в этом случае они станут охотно участвовать в преобразования; – стимулирование изменений простым материальным или более сложным и индивидуальным поощрением; – осуществление кадровых перестановок; будучи достаточно простым методом, он требует финансовых затрат и при этом возникает угроза социальной напряженности между работниками в будущем; – осуществление принуждения; угроза карательных санкций по отношению к тем, кто препятствует изменениям, заглушает сопротивление, делает возможной быструю реализацию проекта, но при этом возникает риск пробуждения устойчивого недовольства действиями руководства. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
* Ключевые тезисы: - Инновационный (эффективный, передовой) опыт – один из самых доступных педагогической практике источников новых идей, подходов и технологий; - педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного эффективного (передового) опыта; - заимствование опыта – творческий процесс; поэтому освоение опыт нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* - массовым (для выявления ведущих тенденций); - отрицательным (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, учится педагог); - положительным (опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям); - индивидуальным (для выявления новых и оригинальных идей и замыслов, эффективного сочетания методов, новых форм организации обучения и воспитания). ОПЫТ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ:
* Тезис для обсуждения: - по качественной характеристике инновационный (эффективный, передовой) опыт не только противопоставляется отрицательному опыту, но не совпадает полностью с наиболее близким ему положительным опытом. КАКОЙ ОПЫТ МОЖЕТ КВАЛИФИЦИРОВАТЬСЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ (ЭФФЕКТИВНЫЙ, ПЕРЕДОВОЙ)?
* Инновационный (эффективный) педагогический опыт – это опыт: а) реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и обучения в образовательном учреждении; б) опирающийся на научные достижения в области педагогики, психологии и предметных методик; в) создающий нечто новое в содержании, средствах, методах и приемах воспитания и обучения детей и учащихся; г) позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО (ЭФФЕКТИВНОГО, ПЕРЕДОВОГО) ОПЫТА
* - изучение опыта «застывает» на стадии его описания; опыт не получает должного истолкования, не выделяется основная идея, педагогический замысел, «ключ» к решению педагогической проблемы; - слабо раскрываются функциональные и причинно-следственные связи между задачами, замыслом, средствами, способами деятельности педагога и детей, достигнутыми результатами; - недостаточно вычленяются и показываются объективные связи и закономерности, лежащие в основе достигнутых успехов; - плохо отражается связь опыта с передовыми идеями педагогики, психологии, предметных методик и других наук; - не раскрываются психологические и педагогические условия функционирования опыта. ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОБОБЩЕНИИ ОПЫТА:
* Положения для обсуждения: 1. Изучение, обобщение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций педагогики и психологии. 2. Обобщать нужно опыт. Распространять и внедрять следует не сам опыт, а его ведущую педагогическую идею, мысль, подходы и закономерности. 3. Эффективный опыт должен обобщаться и распространяться комплексно, с учетом запросов конкретного адресата, условий образовательного учреждения, подготовленности кадров. 4. Новые приемы, частные усовершенствования должны органически вписываться в сложившуюся систему педагогической работы. 5. Внедрение нового опыта эффективно тогда, когда эта работа стимулирует творческую деятельность не только педагогов, но и детей или учащихся. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ В ОБОБЩЕНИИ ОПЫТА
* По степени новизны инновационный (эффективный) педагогический опыт может квалифицироваться как: - новаторский опыт (опыт разработки и реализации новых педагогических системы обучения и воспитания); - модифицирующий опыт (содержит менее выраженные и менее оригинальные элементы нового; построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм, методов и подходов). ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОНОНГО (ЭФФЕКТИВНОГО) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* 1. Актуальность и перспективность, направленность на решение ключевых проблем современной школы (ДОУ и т.д.). 2. Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса. 3. Соответствие основополагающим положениям современных социальных наук. 4. Устойчивость, стабильность положительных результатов. 5. Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие педагогические объекты (образовательное учреждение, район, город и т.д.). 6. Оптимальное расходование сил, средств и времени. 7. Оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе. КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОНОНГО (ЭФФЕКТИВНОГО) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* Тезисы для обсуждения: - применение критериев инновационного (эффективного) педагогического опыта обеспечивает его комплексную оценку; - соответствие опыта всем названным критериям позволяет квалифицировать его как инновационный (эффективный, передовой) педагогический опыт; - в случае поиска опыта, потенциального для распространения, критерии инновационного (эффективного) педагогического опыта могут быть представлены частично. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО (ЭФФЕКТИВНОГО) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* 1. Выявление, первичная диагностика и оценка опыта (по приведенным выше критериям). 2. Описание педагогических явлений, опирающееся на накопленный фактический материал и его систематизацию. 3. Теоретико-методологический анализ, главным содержанием которого является выделение ведущих задач, идей, замысла, технологии его воплощения. 4. Обобщение и рекомендации, связанные с выявлением закономерных связей между нововведениями и результатами, научных основ опыта, с оценкой результатов и определением условий их распространения. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБОБЩЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* Предлагаются три параметра для описания эффективного педагогического опыта: - формальные, отражающие формальные характеристики автора (авторского коллектива), чей инновационный опыт описывается; - содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного опыта; - результативные, указывающие на инновационного опыта с точки зрения его апробации в реальной педагогической практике. СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
* 1.1. Наименование инновационного педагогического опыта. 1.2. Автор (авторский коллектив) – разработчик инновационного педагогического опыта. 1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения. 1.4. Период формирования и функционирования инновационного педагогического опыта. 1.5. Адрес инновационного педагогического опыта. 1.6. Специалист, представляющий инновационный педагогический опыт. 1. ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
* 2.1. Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесенность с образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике). 2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме. 2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. 2.4. Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
* 2.5. Педагогическая целесообразность опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки. 2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников). 2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
* 2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы). 2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
* 3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. 3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). 3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
* 3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияние опыта на качество образования в образовательном учреждении. 3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении педагогического опыта. 3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Отражение опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. 3. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ