Традиционное обучение и компетентностно - ориентированное обучение
Принципы «хорошо устроенной школы» Научность – объективные научные знания. Природосообразность- обучение основывается на представлениях о возможностях возраста, определяются развитием. Научность – но наука сегодня не свод незыблемых знаний, а скорее определяется научностью способа их получения, анализа и интерпретации. Природосообразность- уже не организуется прежним пониманием, а дополняется социосообразностью.
Принципы «хорошо устроенной школы» Последовательность и систематичность – линейная логика разворачивания содержания образования, движение от частного к общему Последовательность и систематичность – ныне сочетается с дискретностью и системностью иного уровня – понимаемой в синергетическом ключе
Принципы «хорошо устроенной школы» Доступность – обучение строится от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН Доступность – базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка
Принципы «хорошо устроенной школы» Прочность – повторение основа эффективности обучения. Прочность – дополняется гибкостью и практической применимостью
Принципы «хорошо устроенной школы» Сознательность и активность – активное отношение к поставленным задачам Сознательности и активности – постановка собственных задач обучения, выход за рамки алгоритма
Принципы «хорошо устроенной школы» Наглядность – подкрепление восприятия. Наглядность –использование моделирование объектов
Принципы «хорошо устроенной школы» Принцы связи теории и практики – форма поддержки и подкрепления теории Принцы связи теории и практики- выступает так же инструментом обучения.
Принципы «хорошо устроенной школы» Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика – на данный период обучения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика – на опережение
Обучение: В ТО – это процесс передачи знаний, уцмений и навыков, социального опыта от старших поколений – подрастающему. В КОО – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.
Результаты обучения: В ТО –это определенная сумма знаний и умений, личность, достаточно эффективно функционирующая в условиях стабильного общества, показателем этого является успешное преодоление учеником переходных испытаний. В КОО – готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на следующем этапе обучения.
Традиционное обучение КОО Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета Учитель ставит стратегическую задачу и описывает результат на перспективу, указывает информацию, где это найти Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем, изучаются квази-проблемы, а не проблемы жизни в соответствии с материалом Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию.
Традиционное обучение КОО Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению Естественнонаучные предметы преподаются как система лаб. И тестовых занятий. Проблематика истории науки преподается в широком гуманитарном контексте, как блоки исследовательских задач Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения Учебное познание строится по схеме разрешения проблем
Традиционное обучение КОО Практические работы направлены на формирование практических манипулятивных навыков. Это имитация исследования. Практические работы направлены на побуждение к исследовательской и умственной деятельности. Самостоятельное познание, изучение способов обучения. Предоставляются готовые знания с выводами и оценкой. Предоставляется возможность самостоятельно изучать, подвергаются сомнению принятые представления, поиск альтернативов
Содержание традиционного образования: Инерция в написании учебников и программ, при организации занятий; В основании содержания образования кладутся информационные блоки; Стандарты фиксированы как минимумы; Содержание единообразно, недостаточно вариативно; Не прописаны межпредметные связи и т.д.
Изменения в методике: ТО- основывается на идее педагогики требований – идеи послушания и мотивации достижений. КОО – педагогика возможностей – мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности.
Изменения в методике: ТО- централизованный и многоуровневый контроль. КОО- дополнение самоконтролем и самооценкой, рейтинговые, накопительные системы оценивания (портфолио). ТО- ориентир на «среднего ученика». КОО- ориентация на множественновесть планок в возможном поле достижений учащегося.
Изменения в методике: ТО- позиция ученика – подчиненная, объект педагогических воздействий. КОО- ученик сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития.
Изменения в методике: ТО- основная организационная форма -урок. КОО –упор на неурочные формы организации занятий – сессия, группа по проекту, сам. работа и т.д. Центральный момент – самостоятельность учения, ответственность и активность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ обучающихся
Виды образовательных технологий Проектное обучение; Проблемное обучение; Технология развития критического мышления; Технология сотрудничества; Проблемно-модульное обучение; «Портфолио» и др.
Проектное обучение Идеи: в центре обучающийся и его творческие способности; образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний за счет переноса знаний в различные ситуации Компетентности: -готовность принимать решения, -коммуникативные умения, -исследовательские умения, -общеучебные компетентности, -познавательные компетентности, -опыт практической и творческой деятельности, -организационная компет-ть
Готовность решать проблемы: Используемые умения: Узнавание и понимание информации о проблеме, Формулирование проблемы, Выбор стратегии и решения проблемы, Размышления и оформление решения проблемы Умения, лежащие в основе: -аналитические рассуждения, -рассуждения по аналогии, -рассуждения связанные с числами.
Технология развития критического мышления Идеи: -опора на актуализацию субъектного опыта, т.е. создавать условия побуждения к деятельности через востребованность их знаний; -интерактивное включение в образовательный процесс; -обучение приемам качественной и количественной оценки; Компетентности: Принимать независимые продуманные решения, Ставить и решать проблемы, обосновывать суждения и решения, Вырабатывать свое мнение, Использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, Продуктивное взаимодействие между людьми, Развитие коммуникативной культуры, Информационная компетентность и т.д.
«Портфолио» направленно на выявление: Объективно существующего уровня овладения умениями и навыками, Пробелов в подготовке, Трудностей в усвоения, Уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс, Положительных мотивов учения, Интереса к предмету, Развитие мыслительной деятельности, Критического отношения к учебной деятельности.
Функции «портфолио» Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагания - поддерживает учебные цели Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Анализ, проблемы и выводы
«Плюсы» - реализовать личностно – ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе, отбор знаний и умений наиболее значимых для формирования ценностных ориентаций, которые востребованы в жизни самого ученика, научить учащихся применять полученные знания в ситуациях.
«Плюсы» - разгрузка содержания, устранение ряда сложных для усвоения теоретических или описательных сведений фактического характера, которые никогда не используются учеником.
Проблемы: Подмена сложившейся системы образования «системой компетенций». Механизмы реализации подхода. Недостаточно разработан понятийный аппарат. Соотношение знаний и компетентностей.
Проблемы: Нет системы оценивания компетентностей. Нет иерархии и состава компетенций. Необходимость разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.
Выводы: Концепция компетентностного подхода нуждается в серьезной теоретической разработке. Недопустимо строить образовательные стандарты и разрабатывать содержание образования исключительно на основе компетентностей, необходимо найти рациональные пути внедрения подхода.
Выводы: Внедрение подхода следует осуществлять дифференцировано, с учетом специфики отдельных учебных предметов или их циклов. Нецелесообразна реализация подхода путем включения компетентностей в требования, т.к. нет оценивания.