Компетентностное образование: общие вопросы и подходы к реализации
Введение 1. Признаки и результаты компетентностного обучения 2. Содержание и структура компетенций 3. Конструирование компетенций 4. Оценка уровня сформированности компетентностей учащихся 5. Профессиональная компетентость учителя на уроке 6. Подготовка учителя к формированию ключевых компетентностей школьников
В мире и в России образование строится на идеях, заложенных в теории человеческого капитала. Образование оказало серьезное воздействие на экономическую политику государства. Вложения в человека – это инвестиции, обеспечивающие производственный, долговременный по своему характеру, эффект. Произошла переориентация и социальной политики. Программы профессиональной подготовки стали рассматриваться как эффективное орудие борьбы с бедностью, возможно, более предпочтительное, чем прямое перераспределение доходов. В современенном мире фундаментальными целями образования становятся: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться. Все эти идеи легли в педагогической науке в основу принципиально нового подхода – компетентностного. Введение
Заказчики компетентностного обучения работодатель обучающиеся учителя, преподаватели Субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики средство достижения жизненных устремлений (диплом, фундаметнальные знания, конкретные профессиональные умения) готовность к выполнению работы новые возможности, повышение трудоемкости Компетенция – это готовность к эффективному выполнению производственных функций Компетентностный подход в образовании – целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций Признак компетентностного подхода – способность обучающегося к самообучению
Блинов В.И. Габриелян О.С. Гальперин П.Я. Герус А.С. Давыдов В.В. Зимняя И.А. ЗеерЭ.Ф. Краснова В.Г. Пустовит С.О. Сергеев И.С. Рыжаков М.В. ХуторскойА.В. ШадриковВ.Д.
часть 1. признаки и результаты компетентностного обучения
характерные признаки Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Наука– основа содержанияобразования,свод фактов, понятий, законов и теорий Наука– основа содержания образования, общечеловеческий свод опыта решения проблем
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Изучение основ наук -главная исамодостаточнаяцель учебного процесса Изучение основ наук- средство развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Учитель ставит вопросы«Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместес учениками Учитель ставит вопросы«Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместес учениками
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Методы и формыобучения подчинены учебному содержанию Методыи формыобучения - самостоятельныесредства достижения педагогических целей
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Применениезнаний и уменийограничиваетсяучебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в ситуациях приближенных к жизненным ситуациях
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Результатобучения - знания, умения, навыки, ценности Результат обучения - осмысленный опыт деятельности
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Жизненный опытформируется стихийно,за пределами учебного процесса Жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Накапливается и осмысливается опытрешения учебных задач Накапливается и осмысливается опытрешения жизненных задач
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Оценивается багаж дидактических единиц Оценивается способность применять накопленный багаж в различных ситуациях
Некомпетентностноеобучение Компетентностноеобучение Школауводит в область близкую к «чистой науке»; учит полагаться на своюпамять Школаготовит к решению жизненных проблем; учитполагаться на свою самостоятельность
Основной результат обучения Знаниевыйподход Зуновскийподход Компетентностныйподход Владение знаниями Владение умениями Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации
Формы контроля результатов обучения Знаниевыйподход Зуновскийподход Компетентностныйподход Экзамены по билетам. Тест Изложение. Сочинение. Типовая расчетная задача. Демонстрация опыта Ранеене встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико-ориентированного проекта.
Пример контролирующего задания Знаниевыйподход Зуновскийподход Компетентностныйподход Дать развернутый ответ на вопрос: «Жесткость воды и пути ее устранения» Продемонстрироватьопыт, иллюстрирующий взаимодействия жесткой воды с моющими средствами Предложить и продемонстрировать на практике несколько альтернативныхспособов решения проблемы стирки белья в условиях местности с очень высокой степенью жесткости воды.
Программа учебной дисциплины Компетентностный стандарт стандарт результатов образования Может делать: доказывать, что сумма углов треугольника, вписанного в плоскость, равна 1800, составлять уравнения химических реакций , отражающих характерные свойства вещества
часть 2. содержание и структура Компетенций
Содержание понятия «компетенция» Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним компетенция знания способы деятельности умения навыки предметы и процессы качественная , продуктивная деятельность
личностное отношение: Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности компетентность владение , обладание компетенция предмет деятельности
личностно и социально значимая продуктивная деятельность Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для осуществления личностно-значимой продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности образовательная компетенция знания умения навыки опыт деятельности Реальные объекты действительности
Образовательные компетенции общее (метапредметное) содержание круг учебных предметов и образовательных областей в рамках учебных предметов
- название тип (ключевая, общепредметная, предметная) социально-практическая обусловленность и значимость смысловые ориентации к объектам, личная значимость знания о данном круге объектов умения и навыки способы деятельности минимальный опыт деятельности в сфере компетенции индикаторы – примеры учебных и контрольно-оценочных заданий Структурные компоненты компетенций
Ключевые компетентности, определенные Советом Европы Политические и социальные, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем Межкультурные, касающиеся жизни в многокультурном обществе Социально-информационную, связанную с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, способность критического отношения к СМИ Персональную, реализующие способность и желание учиться всю жизнь Коммуникативные, определяющие уровень владения устным и письменным общением
Базовые компетентности современного человека (Современная модель образования) Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Информационная – готовность к работе с информацией Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми Проблемная – готовность к решению проблем Ключевые образовательные компетенции (по Сергееву И.С.)
ценностно-смысловая общекультурная учебно-познавательная информационная коммуникативная социально-трудовая компетенция личностного самосовершенствования Ключевые образовательные компетенции (по Хуторскому А.В., Габриеляну, О.С., Красновой В.Г.)
Компоненты общепредметного содержания образования в ключевых образовательных компетенциях реальные объекты изучаемой действительности общекультурные знания об изучаемой действительности общеучебные умения, навыки, способы деятельности природные , социальные объекты, объекты культуры, технические средства понятия, законы, принципы, методы, гипотезы, теории, … - фундаментальные достижения человечества владение учениками самоорганизацией, планирование, рефлексия, самооценка, …
1. Реальные объекты изучаемой действительности Природные объекты Социальные объекты Технические средства Объекты культуры Вода, воздух, конкретные животные , растения, явления тяготения Художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства, орудия труда и быта Определенный товар, семья ученика, Реальные гражданские процессы Компьютер, телефон, телевизор
источник, причина происхождения -смысловая и функциональная предназначенность внутреннее устройство и система внешних взаимосвязей понятия, категории, идеи, гипотезы, законы, теории, правила, … Формы проявления фундаментального образовательного объекта реальная форма знаниеваяформа объекты действительности
2. Общекультурные знания об изучаемой действительности основы изучаемых наук, искусств, отечественных мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности в учебных предметах знания – компонент компетенций фундаментальные общекультурные знания – компонент ключевых компетенций понятия, законы, принципы, методы, гипотезы, теории, … - фундаментальные достижения человечества
3. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности общие (общеобразовательные) общеучебные тематическое общепредметное содержание, например, владение общенаучными понятиями, категориями учебный процесс, владение учениками самоорганизацией, планирование, рефлексия, самооценка, … когнитивные, креативные, методологические, коммуникативные, мировоззренческие
Предметные компетенции по химии включают: (по Габриеляну О.С) 1. Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно-научной картины мира. 2. Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. 3. Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке. 4. Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, человечества. 5. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности.
Часть 3. Конструирование компетенций
Технология конструирования компетенций (по Хуторскому А.В.) 1. Поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете 2. Построение иерархической надпредметной систематики –«древа компетенций» на трех уровнях: ключевые, общепредметные, предметные 3. Проектирование общеобразовательных компетенций на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения (начальная, основная, средняя) 4. Проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в учебных программах, учебниках, методиках
Конструирование предметных компетенций Список образовательных компетенций. Поиск ответов на вопрос «Каков возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций?» Определяются компоненты учебного предмета: Объекты реальной действительности Общекультурные знания об изучаемой действительности Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности Что необходимо учесть: должен присутствовать каждый компонент должна быть личностная значимость выявление компетенций предварительное количество компетенций определяется образовательными функциями предмета (стандартами)
Пример Название компетенции Объектреальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции Владение логическими операциями(анализ, синтез, обобщение и др.) по отношению к геометрическим фигурам для учета и систематизации (товаров на складе и др.) (например, в коллекциях)
часть 4. оценка уровня сформированности компетентностей учащихся
Положение об оценивании устных ответов учащихся Умение использовать предоставленный в учебном пособии материал Умение использовать личный опыт в качестве иллюстрации к ответу Умение высказывать свое мнение по вопросу Умение высказывать аргументацию своей позиции Умение обобщать сказанное и подводить итоги Умение отстаивать свое мнение
Фишман И.С., лаборатория модернизации образовательных ресурсов Компетентностно-ориентированные тестовые задания открытого типа ответ не может быть единственно верным и однозначным, не может быть спрогнозирован дословно; требуют определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению проблемы или оформлению результатов ее решения проверяют деятельность
Завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок Выписывает причины тех или иных событий, критерии для сравнения, делает краткие выводы
Задание 1 уровня, 1 подуровня Прочитайте текст. Выпишите способы образования фамилий в России Текст «Происхождение фамилий в России» Ответ Стандартные способы: 1___________________ 2___________________ 3___________________ Нестандартные способы: 1___________________ 2___________________ 3___________________ 4___________________ За правильное определение способа – 0,5 балла Максимальное количество – 5 баллов
Задание 1 уровня 2 подуровня Ознакомьтесь с предложенными источниками и заполните таблицу: Назовите основные этапы поиска логова преступников. Какие действия должна производить Эмилия на каждом из этапов поиска Анонс пятой серии телесериала «Тайна доктора Линда» из газеты «Телесемь» Фрагмент из книги Б. Акунина «Коронация»
Этапы поиска ДействиеЭмилии 1 Определение расстояния (2балла) Подсчет количества поворотов колес по числу скрипов (1 балл) 2 Определение направления (2 балла) Запоминание направления и количества поворотов по наклону кареты (1 балл)
Задания 2 уровня 1 уровня Основываются на одном источнике, сложном содержащем прямую информацию по теме (двум темам). Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное-второстепенное), а затем воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований
Прочитайте предложенный текст. Заполните таблицу, расположив виды спичек в порядке уменьшения безопасности при их использовании, выбор поясните. -Перечислены все виды спичек - 4 балла -Все виды спичек ранжированы от наиболее к наименее безопасным с объяснением (попыткой объяснения) степени безопасности при применении- 4 балла - За неверное ранжирование - (-1) балл Текст «Из истории спичек» № Название спичек Безопасность использования с объяснениями
Задания 2 уровня 2 подуровня Основываются на двух источниках, сложных содержащих прямую информацию по 2 темам, при этом одна информация конкретизирует другую. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием, воспроизводит информацию и обосновывает предложенный им основания.
Прочитайте предложенные источники, рассмотрите иллюстрацию художника Херлуфа Бидструпа. Охарактеризуйте поведение людей, оказавшихся в одной и той же ситуации, объяснив причину различий. Занесите свои размышления в таблицу, самостоятельно озаглавив ее графы. Сделайте вывод о том, с каким типом людей общение будет более эффективным. Вывод:___________________________ № иллюстрации
Допускаются иные заголовки таблицы, если объекты анализа принципиально не меняются Установлены взаимосвязи между особенностями поведения людей в одной и той же ситуации и типом темперамента: все 4 соответствия правильны – 4 балла в установлении соответствия допущены ошибки – (-1) балл в таблице верно обозначены все графы - 3 балла согласно критериям извлечена корректная информация – 4 балла не полностью извлечена информация, или информация не полностью корректна – (-1) балл сделан вывод – 1 балл
Часть 5 Профессиональная компетентность учителя на уроке
Что должен уметь педагог? видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
Что должен уметь педагог? связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике; - планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
Что должен уметь педагог? ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха» - оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
Компетентностые формы работы учителя на уроке Обращение к прошлому опыту учащихся Открытое обсуждение новых знаний Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций Дискуссия учащихся Ролевые и деловые игры Проектная деятельность, практические работы, имеющие жизненный контекст и др.
План целевого анализа(самоанализа) урока Какова миссия предмета и задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых компетенций учащихся? Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела? Каковы цели и задачи урока? Работу по формированию каких именно ключевых компетенций предполагалось осуществить на уроке? Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)? Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной ключевой компетенции?
6. Какие компетентностные формы, методы работы использовались на уроке в целом? 7. Как обосновывается использование некомпетентностных методов? 8. Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной ключевой компетенции? 9. Как оценивалось проявление ключевых компетенций у учащихся? 10. В какой степени достигнуты поставленные задачи по формированию? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? 11. Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития компетенций? 12. Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию компетенций?
Часть 6 Подготовка учителя к формированию ключевых компетентностей школьников Е.А. Белорыбкина, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Модульная программа обучения учителя
1. Теоретико-методологические проблемы компетентностной парадигмы образования Проблемы образования в эпоху постиндустриального развития 2. Философские проблемы современного образования 3. Методологические аспекты компетентностной парадигмы образования 4. Современные дидактические системы: взгляд со стороны компетентностно-ориентированного образования 5. Научно-методическое сопровождение подготовки педагогов к реализации компетентностного подхода
2. Психолого-педагогические основы реализации компетентностного подхода Школьник как субъект учебной деятельности Учитель как субъект учебной деятельности в системе повышения квалификации 3. Психология развития субъектности 4. Взаимодействие субъектов образовательного процесса 5. Психолого-педагогическая диагностика сформированности ключевых компетентностей школьников
3. Методики и технологии компетентностно-ориентированного образования Нормативно-правовые основы реализации компетентностного подхода 2. Требования к профессиональной компетентности педагога со стороны компетентностно-ориентированного образования 3. Планирование учебного занятия в компетентностном режиме 4. Формирование ключевых компетентностей школьников средствами дополнительного образования в школе 5. Формирование ключевых компетентностей школьников в процессе воспитания
4. Профессиональное саморазвитие педагога в условиях компетентностно- ориентированного образования Проектирование системы работы учителя в условиях компетентностно-ориентированного образования 2. Самоорганизуемое развитие профессиональной компетентности
Вывод Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы. В результате удается объединить учебные предметы в единое целостное содержание, определив системаобразующие элементы общего образования как по вертикали ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей. В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления целей, содержания образования и образовательных технологий в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками.