Разработка и использование компетеностно-ориентированных заданий в преподавании общеобразовательных предметов Подготовлено:Доскендирова.Г.Т.
Компетентностно-ориентированные задания Компетеностно-ориентированное задание – это задания, которые имеют и учебное и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса « А зачем мы это делаем?»
Структура КОЗ стимул задачная формулировка источник информации бланк для выполнения задания инструмент проверки модельный ответ
Стимул Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, [включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации]. Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций: мотивирует учащегося на выполнение задания; моделирует практическую, жизненную ситуацию; при необходимости может нести функцию источника информации. Стимул должен: быть кратким (не более трёх предложений); НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.
Задачная формулировка Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. ( Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке )
Источник информации Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания [Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся]. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.
Бланк Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Инструмент проверки Инструмент проверки – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть: · Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа. · Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. · Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом. · Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.
Модельный ответ Модельный ответ - для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов : пример формулировки правильного ответа, другие формулировки правильного ответа, примеры ответов, которые частично верны, подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ). Модельный ответ должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке.
Аналитическая шкала Аналитическая шкала – используется для оценки развёрнутых ответов. Аналитическая шкала описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров. В параметры аналитической шкалы включены: параметры Единой шкалы (предъявляют общие требования к развёрнутому ответу), параметры Специфической шкалы (для конкретного тестового задания). Единая шкала используется для оценки всех тестовых заданий, требующих развернутого ответа, и предъявляет следующие общие требования: Содержание и полнота выполнения тестового задания. Организация текста (Деление на абзацы, логические связи между частями текста, формат текста). Речевое оформление (Использование терминологии, запаса лексики, соблюдение норм русского языка). Орфография и пунктуация. Единая шкала позволяет обеспечить единообразный подход к оцениванию письменных/устных открытых ответов. Специфическая шкала содержит критерии оценки конкретного тестового задания и регулируется его содержанием.
Использование КОЗ Целесообразно использование КОЗ при организации изучения нового материала без предварительного объяснения, а также при организации вводного повторения, предшествующего изучению новой темы. Использование КОЗ на уроках позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала, повышается степень мотивации учения, происходит разгрузка учащихся, в т.ч.за счет работы в группе.