Городская экспериментальная площадка первого уровняКомпетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы Шмелёва Наталья Владимировна,Зам. директора по ЭР педколлежда №5 Москвы
Тема эксперимента Разработка эффективной модели процесса становления и развития образовательной среды начальной школы образовательного учреждения общего образования, работающего над проблемами компетнтностного подхода в настоящем Стандарте начального общего образования.
Начальное общее образование Для всех последующих этапов обученияФГОС НОО Носит рамочный и открытый характер
Основные ценностно-целевые ориентиры современной школыОдним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды ОУ
Объект исследования Образовательные учреждения общего образования, работающие над проблемами стратегии и реализации компетентностного подхода в организации обучения на основе образовательного Стандарта нового поколения и их Программа развития.Изменение образовательной среды, обеспечивающее формирование не только предметных знаний, но и ключевых компетентностей.Предмет исследованияОрганизационно-педагогические и технические условия реализации компетентностного подхода на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационные технологий и других элементов образовательной среды начальной школы.
Цель эксперимента Экспериментальная апробация эффективной модели процесса становления и развития компетентностной образовательной среды начальной школы в образовательных учреждений общего образования разного типа, работающие над проблемами реализации компетнтностного подхода в настоящем Стандарте начального общего образования.
Модули инновационной работы: Механизмы реализации компетентностого подхода в условиях непрерывного образовательного процессаОтработка модели формирования ключевых компетентностей средствами образовательной среды во внеурочное времяОтработка модели ИКТ-насыщенной образовательной среды, направленной на использование различных методов обучения
Модули инновационной работы: Отработка системы ИКТ-компонентов типовых учебных программ по всем общеобразовательным предметам и системы учебно-методических комплексов, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности учащихся для всех общеобразовательных предметовОтработка системы требований к санитарно-эпидемиологическим условиям, связанным с функционированием ОУ в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды начальной школы
Качественный анализ учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий за счет наличия школьной информационной среды (ИС), квалифицированных кадров и сервисов:возможность для изучения и преподавания любого общеобразовательного курса, реализации общеобразовательного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в формах и на уровне, возможном в современной школе, в целях, отвечающих современным образовательным приоритетам, в объемах, расширяющихся с ростом потребности учащихся и готовности школы;фиксация в ИС результатов деятельности учителей и учащихся;мониторинг здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в ИС;прозрачность образовательного процесса для родителей и общества;
Предполагаемые результаты ЭД Описание моделей ОУ разного типа на основе эффективного использований возможностей ИКТ-насыщенной образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей, заданных ФГОС НОООписание модулей Программы развития ОУ, связанных с задачами формирования образовательной среды, с целью последующей автоматизации процесса разработки Программы с максимальной степенью вариативностиОписание объективных проблем и трудностей, которые могут при переходе к компетентностным результатам обучения, в том числе, связанных с переподготовкой педагогических кадров
Предполагаемые результаты ЭД Система компонентов образовательной среды, обеспечивающих реализацию типовых учебных программ в соответствии с требованиями предметных и компетентностных результатов обученияСистема критериев оценки ключевых компетентностей учащихся на разных этапах начального обученияИзменение содержания программ повышения квалификации, обеспечивающее профессиональную ИКТ-компетентность работников системы образования, необходимую для профессиональной деятельности в ИКТ-насыщенной среде
Основные задачи работы ГЭП на 2009–2010 учебный год Начальная переподготовка в области ИКТ-компетентности учителя начальной школыНаправления Освоение работы в единой информационной среде Мультимедийные среды для детско-взрослого взаимодействияОсвоение средств цифровой фото и видео фиксации
Организация образовательного процесса с активным использованием ИКТ на предметных уроках. Организация использования компьютерного и цифрового оборудования в урочной деятельности. Разработка и апробация различных моделей использования материально-технической базы ОУ. Организация рабочего места учителя.Разработка и включение в типовые учебные программы и программу повышения квалификации работников ОУ методик, обеспечивающих раннее обучении слепому десятипальцевому методу набора текста.
Организация постоянно действующих семинаров и мастер классов в поддержку повышения профессионального мастерства учителя в области организации и использования ИКТ насыщенной образовательной среды (не реже 1 раза в месяц)Обеспечение возможность получения своевременной дистанционной консультации методиста в единой информационной средеАнализ компонентов существующей образовательной среды начальной школы с точки зрения обеспечения реализации компетентностного подхода в обучении
Разработка примерного календарно-тематического планирования для 1 класса на основе ФГОС НОО, определяющих основные требования к образовательной среде ОУ, включающего различные варианты формирования и включения образовательной среды в процесс обучения с целью достижения наиболее высокого уровня формирования ключевых компетентностей, соответствующих этому периоду обучения.Формирование предметной образовательной среды кабинета начальной школы.
Формы представления результатов:- сайты http://learning.9151394.ru- сайты ОУ;- публикации в научно-педагогической печати;- конференции, семинары
Научно-методическое обеспечение ЭД:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)ГЦП «Столичное образование – 5»Концепция информатизации образования ДО г.МосквыОкружные стратегии развития ОУНаучные работы, методические разработки, публикации в области информатизации образования и, в частности, начального образованияПакет методических разработок МИОО и ЦИТУО, связанный с использованием ИКТ-средств в образованииИнновационный пакет материалов экспериментальной деятельности в области информатизации образования и компетентностной парадигмы образования.