Лапшина Ольга Ивановна Учитель английского языка.МОУ Первомайская СОШ
Психология формирования ученического коллектива
Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и закономерности становления ученического коллектива. Знание механизма формирования коллектива- залог успешной работы классного руководителя .
СОДЕРЖАНИЕ1. Определение понятия коллектива.2. Признаки коллектива.3. Отношения в коллективе.4. Коллективистские отношения.5. Структура коллектива.6. Ценности коллектива.7. Психологический климат. 8. Условия эффективности деятельности коллектива.9. Этапы развития коллектива.
Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.В.Г.Крысько
Признаки коллектива1. Общественно-полезная цель.2. Отношения, соответствующие общественным нормам.
Коллективистские отношения характеризуются:1. Ответственностью.2. Коллективизмом.3. Сплоченностью.4. Контактностью.5. Открытостью.6. Организованностью.7. Информированностью.
Структура коллектива1. Позиция.2. Статус.3. Внутренняя установка.4. Роль. 5. Композиция.6. Каналы коммуникаций.
Позиция-официальное положение человека в коллективе.Статус-неформальная характеристика индивида в коллективе, степень его авторитетности.Внутренняя установка-личное,субъективное восприятие человеком своего собственного статуса.
Роль-нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека.Композиция коллектива- характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива.
Каналы коммуникаций - это структура взаимодействия участников коллектива, обмена информацией между ними.
Структура коллектива определяется целями и задачами коллектива1. Если задача состоит в совершенствовании системы общения в коллективе, то внимание следует обратить на каналы коммуникаций.2. Если нужно решить быстро и оперативно конкретные задачи, то следует изучить композицию коллектива.3. Если задача – изучить положение отдельного ученика в коллективе, то необходимо сделать анализ ролей и внутренних установок.
Ценности коллектива - принятые и разделяемые членами данного коллектива правила, образцы, на которые в своем поведении они ориентируются. Ценностные ориентации - отношение человека к обществу.
Отличие групповых норм от ценностных ориентаций Групповые нормы регулируют поведение школьников как бы снизу,со стороны самого коллектива Ценностные ориентации воспитываются в детях сверху, обществом. Они отражают культуру общества. Ценностные ориентации являются социально- психологической основой для существующих в коллективе норм.
Традиции - сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время,привычные способы общения и осуществления совместной деятельности.Обычаи - это воспринятый из прошлого образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде.Ритуал- строго регламентированный порядок действий.
Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи, ритуалы коллектива образуют социально- психологическую основу «чувства Мы».
Общественное мнение коллектива- это отношение учеников к различным явлениям окружающей действительности.Выражается в форме суждений, разделяемых большинством членов коллектива.
Характеристики общественного мнения1. Единодушие. 2. Разногласие. Форма выражения общественного мнения: осуждение, радость, восторг, огорчение,негодование. Источники формирования общественного мнения: знания на уроках, радио, ТВ, суждения авторитетных сверстников, чтение.
Психологический климат коллектива- это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний.Психологически здоровый коллектив характеризуется высокой нравственной атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности,взаимной требовательностью.
Условия эффективностидеятельности коллективаФормальные и содержательные характеристики коллектива.Формальные характеристики: количество членов, структура, композиция, каналы коммуникаций, роли, статусы, личные взаимоотношения, обязанности членов в коллективе.
Содержательные характеристики, отражающие психологию коллектива:Межличностные отношения.Коллективные нормы и ценностные ориентации.Общественное мнение.Обычаи, традиции.Внутренние установки.
Этапы развития ученического коллектива по А.Н. Лутошкину(педагогическая характеристика)
Психологическая характеристика коллектива по Л.И.УманскомуДиффузная, формальная группа.Ассоциация.Кооперация.Автономия.Коллектив.
Литература Лутошкин А.Н.Как вести за собой.,1978.Немов Р.С.,Кирпичник А.Г.Путь к коллективу.М..,1988.Нечаев М.П.Управление воспитательным процессом в классе.М,2007.ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ/ПОД РЕД.Е.Н.СТЕПАНОВА.М…2006.ФРИДМАН Л.М.,ВОЛКОВ К.Н.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА- УЧИТЕЛЮ. М..,1985.ЩУРКОВА Н.Е. ВЫ СТАЛИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.М..,1986.