Кейс – технологии в учебном процессе
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Кейс – технология ЭЭто метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении ППри кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.ВВ некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Методы кейс - технологии
Метод инцидентов ВВ центре внимания находится процесс получения информации.ЦЦель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. ООбучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») ММетод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.УУчащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. ППримерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
Игровое проектирование ЦЦель — процесс создания или совершенствования проектов. УУчастников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. ИИгровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. ППроцесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Кейс - стади ЦЦель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Метод кейс - стади предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса;самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
ЭтапыЗнакомство с конкретным случаемПоиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченнойОбсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решенийРезолюция: нахождение решения в группахДиспут: отдельные группы защищают свое решениеСопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группахЦель этапаПонимание проблемной ситуации и ситуации принятия решенияНаучиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ееРазвитие альтернативного мышленияСопоставление и оценка вариантов решения.Аргументированная защита решенийОценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
Особенности: ППрисутствует исследовательская стадия процессаККоллективное обучение или работа в группенИнтеграция индивидуального, группового и коллективного обученияпСпецифическая разновидность проектной технологииССтимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Использование кейс – стади… пПозволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;ППомогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопроспПринципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;пПреодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Работа ученика с кейсом I 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;I2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;I3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;I4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;V 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Примеры 1 (подготовка к ЕГЭ)2 (Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс)3 (Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества. Урок физики. 8 класс.)4 (Влияние «школьного шума» на организм ученика, исследование качества мыла)
Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.
“Самое главное в жизни – это собственный опыт”. В. Скотт