Педагогический совет«От конфликта к культуре педагогического общения»
Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Задачи:1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций.3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов.4. Осознание членами педсовета того, что направленность и качество разрешения конфликта определяет возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и педагогического взаимодействия.5. Восполнение пробела в подготовке учителей в области информации о конфликтах в педагогической среде.
При подготовке к педсовету был проведен ряд микроисследований в форме анкетирования старшеклассников (9–11 кл.).Общий обзор полученных результатов анкетирования показывает:– каждый второй ученик в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации;– значительно реже конфликты возникают между учащимися;– если внутри классов чаще господствует атмосфера доброжелательности и взаимного интереса, то между классами царит дух разобщенности, равнодушия.
Причины возникновения конфликтов междупедагогами и учащимисяПричины конфликтовДля отметивших указанную причину, % ученики учителяПлохая подготовленность учеников к занятиям 19 44Нарушения дисциплины учащимися 15 38Несправедливое отношение учеников к педагогу 4 6Игнорирование советов и замечаний учителя 3 18Нежелание учиться 5 41Слишком высокие требования учителей 16 3Несправедливость педагога 25 12Нежелание учителя признать свои ошибки 19 12Наличие у педагогов любимчиков среди учащихся 15 2Нежелание учителей понять учеников 28 17
II. Практическая часть (работа в группах)Вопросы для анализа конфликтной ситуации:1.Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации ?2. Основные причины возникшего конфликта?3.Личностная позиция педагога в возникшей ситуации, опишите реальные цели педагога во взаимодействии( чего он хочет : помочь, избавиться, безразличен и т. д.4.Определите в ситуации момент ,когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать( эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…)5.Смысл конфликта для каждого из участников.6.Варианты дальнейших отношений участников конфликта.7.Какие действия ,приёмы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество,сотрудничество,компромисс,уклонение,приспособление?
2. Обсуждение рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций каждой группой.Через 15 минут работа продолжается в полном составе. Ответы в группах озвучиваются с позиций участников конфликтов. Это роли учеников, учителей, администрации, родителей.
Выводы:Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.
Проект решения:1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.6. Провести семинар по теме «Психология общения».