АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ К.психол.н., доц. Козловская Г.Ю
Активные методы обучения - совокупность педагогических методов и приемов, направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала
Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ): принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); - самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Признаки методов активного обучения Признаки методов активного обученияПроблемность. Обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Взаимообучение. Стержневым моментом проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося.
Исследование изучаемых проблем и явлений. Формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают:Профессиональный интерес.Творческий характер учебно-познавательной деятельности.Состязательность, игровой характер проведения занятий.Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма.
Классификация методов активного обучения в ВУЗе (А.М.Смолкин)проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с запланированнымиошибками, лекция пресс-конференцияэвристическая беседа; поисковаялабораторная работа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары;стажировка на рабочем местеВыпускная работа деловая игра; производственныеситуации; педагогические задачи; ситуация инценсценирование различной деятельностиколлективная мыслительнаядеятельность; ТРИЗ работа; анализ конкретных ситуаций (АКС);разбор почты
Активные методы обучения: лекции и доклады
Активные методы обучения: семинары и дискуссии
Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях
Активные методы обучения: игровое моделирование
Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств
Проблемы использования АМО :· Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания студента участвовать в процессе обучения.· Для некоторых студентов активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт· Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.· Для некоторых студентов работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Рекомендуемая литература Балаев А.А. Активные методы обучения. - М., Профиздат, 1986.Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1999. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2002.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!