Тема опыта Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей учащихся Брусинская Людмила ВладимировнаУчитель русского языка и литературыМуниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Требование времени Сократ «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить…»
Актуальность опыта
Противоречия Высокие возможности интерактивных технологийТрадиционный урок, ориентированный на передачу готовых знаний
Актуальность проблемы -орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой,-приоритет информативности отдан телевидению и компьютеру,-речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от литературных норм,-многообразие ненормативной лексики
ключевые задачи -сформировать коммуникативную потребность-работа по развитию речи должна носить не ознакомительный, а тренинговый характер, речевые навыки довести до автоматизма-развитие речи – это постоянная работа на уроке-учить не техническому оформлению высказывания, а речевому мышлению, речевому творчеству, адекватному восприятию чужой речи-ориентация на реальные задачи, которые жизнь поставит перед ребенком
Творчество как основа развития ребенка Н.А.БердяевЛ.Н.ТолстойК.Д.Ушинский
Творчество = интеллект?
Творческий тренинг круглыйкрасный кислый
Уровни творческого развития НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬКрасная смородинаКислый лимонКруглый шарСРЕДНИЙ УРОВЕНЬКрасный день календаряКрасное словцоКруглый сиротаВЫСОКИЙ УРОВЕНЬОт кислого даже с виду лимона, лежащего рядом с круглым красным яблоком, исходил чудный аромат.
Интерактивное обучение Традиционная система – монологИнтерактивное обучение – диалог Учащиеся взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей.
Использование метафорических текстов Притча – метафорическое высказываниеПритча- паремия («припутное», «при пути»)- изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути жизни, являясь культурологической основой.Обращение к притчам на уроке – это вытеснение бездуховности, возрождение отеческих корней, обретение смысла жизни, проникновение в волшебный мир творчеста
Однажды младший сын пришёл просить своё наследство у отца, У этой просьбы не было конца, как и кокетства у юнца. Он честно выделенное попросил и в путь отправился, когда вопрос решил. Отца, бросая, дом, свою семью, мать – родину он покидал свою, В чужой стране, словно в «чужом раю», он забывал про родину свою. Нетрудно было жить в потехе и в еде, труднее стало обеднев. За свиньями ухаживать он стал, и праздник был, когда он сыт бывал. Промучившись без денег, без семьи, решил вернуться он и замолить грехи. Он понимал, что недостоин сыном быть, Но лучшего герой не смог решить. И каково же было удивление юнца, когда отец простил ему его «дела». «Нашёлся сын, – всем громко говорил, – а я его уже похоронил». Мораль сей басни такова: не делайте постыдные дела, Учитесь управлять своей душой и знайте: есть закон семьи родной.
Эффективность методики Методика позволяет:интереснее спроектировать уроквоздействовать на воображения вызывать сильные эмоциональные чувства и развивать ихбороться с нежеланием ученика «работать» на урокевырабатывать непроизвольное внимание создать творческую атмосферуучить рефлексированию
Эффективность методики осуществляется завет великих педагогов: обучая, воспитывать с «повестки дня» снимается проблема дисциплины на урокерасширяется кругозор учащихся, читательский и мировоззренческийобогащается лексикон учеников, их активный словарьнаблюдается явный прогресс в развитии речиучастие в разного рода творческих конкурсах, как правило, успешно
Творческий проект Моя семья - мое богатство!Цель проекта:Привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению через постижение семейных ценностей.
Ф.И.Буслаев«…развивайте в дитяти врожденный дар слова…» К.Д.Ушинский «…через слово нужно ввести дитя в область духовной жизни народа…»
Задачи проекта: вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;способствовать сплочению, единению семьи;развивать речь и творческие способности учеников;воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи;расширять жизненные познания детей.
Шаги к достижению цели: Имена – часть культуры и истории народа.Русские обряды имянаречения, крестины, именины.Хороший тон дома и в семье (дом, дети, родители)Бытовые семейные традиции – отражение культуры и нравственности народа.ПутешествияМоя мечта о семье.
Урок развития речи «Моя семья – мое богатство»
Притча о счастливой семье
Словарь русского языка (1984) Семья2. Перен. Группа людей, объединенных общей деятельностью.Семья1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.Семья3. Группа животных, состоящая из самца, самки и детенышей, живущих вместе.Семья4. Лингв. Группа родственных языков
Словарь синонимов русского языка (1968) СемьяСемействоСемейный кругСемейныеДомашниеДомочадцы (уст.)Чада (шутл.)
Вечные истины Дом очаг семья род народ Родина
«Моя семья – мое богатство»
Мне в жизни повезло. У меня дружная и любящая семья. Мой муж, всегда занятый на работе не меньше меня, не гнушался никакими домашними делами и с удовольствием занимался детьми. Наш сын, который получил престижную профессию, живет и работает в Москве, воспитывает дочь Евочку. А дочь Саша, подсчитав однажды, сколько времени проводил с ней отец, с гордостью называла себя папиной дочкой.Когда Сашенька была маленькой, в магазинах не наблюдалось такого изобилия игрушек и книжек для детей, как сейчас, и папа сам нарисовал и смастерил «Книгу для Сашеньки», которую ей всегда читал у кроватки, когда она капризничала и не хотела засыпать. Маленькая привередница наизусть знала историю Золушки, Спящей царевны. Если отец сбивался с сюжетной линии, то она требовала достоверного рассказа. Нередко папа засыпал под свои сказки раньше дочери.А вот старший брат Максим, который был на 6 лет старше Саши, придумал прекрасное успокоительное средство для своей капризной сестренки. Он протянул над кроваткой бельевую веревку, прикрепил к ней погремушки. Потом перекинул через нее ленту и привязал к ноге сестренки. Та лежит, болтает ножками – веревка колышется и звенит на все лады – плакать некогда.
Максим изобрел для ревы-сестренки «успокоительное средство»
Мои любимые дети Счастливы вместе
Русский народ о семье Где мир да лад, там и божья благодать.На что и клад, коли в семье лад.Любовь да совет — так и нуждочки (и горя) нет.Вся семья вместе, так и душа на месте.Ссора в своей семье до первого взгляда.Русский человек без родни не живет.Духовное родство пуще плотского.Достаток — мать, убожество — мачеха.
Презентация Верещак Анны « Я и моя семья»
Одна я в комнате сижу,В окошко тёмное гляжу,На звезды светлые во мгле, На небо синее во сне.Природа спит,И я усну,Но прежде попрошу у Бога,Дожить до завтрашнего дня,У Ангела – Хранителя,Чтоб я и вся моя семьяЗдорова, счастлива была!Чтоб помнить этотДанный Богом день,Чтоб сохранить и в памяти своей,И на листе бумаги тонкой,И в сердце, и в душе.И для того живет ведь человек на свете,Чтоб помнить Те года, минуты и мгновенья,Что свыше раз нам лишь даны.И надо житьВедь Бог нам помогает,Хранитель – Ангел защищает,А сердце бьется и стучитИ слова жизни говорит:«Ты помни: надо жить, надеяться и верить и не забудького-то полюбить». (А.Верещак)
Моя семья Моя семья состоит из четырёх человек: мама Наталья, папа Сергей, моя старшая сестра Марина и я. А ещё у нас есть питомец – кот Томас, его мы тоже считаем членом семьи.Ну вот я и представила Вам мою семью. О какой же истории мне рассказать, на какую тему написать сочинение? А может быть, о традициях моей семьи?! Конечно, ведь приближается праздник Светлой Пасхи!!! Я расскажу Вам ,как наша семья ежегодно отмечает этот праздник и как мы готовимся к этому светлому и теплому дню!!!
День Светлой Пасхи К такому светлому празднику ,как Пасха , моя семья и я относимся очень тепло и трепетно. Накануне праздника мама печет куличи, я крашу пасхальные яйца и разнообразно и искусно украшаю их, а мой кот Томас, греясь на весеннем солнышке, охраняет стоящую на балконе творожную пасху.Какая прекрасная атмосфера создаётся в эти дни: окна открыты настежь, дома слышны звуки весны, вкусно пахнет свежеиспечёнными куличами, а в вазе стоит распускающаяся верба. А вечером, когда все куличи испечены, мы с мамой складываем несколько яиц в красивую плетёную посуду, выбираем самый большой и самый красивый кулич, украшаем творожную пасху, все эти вкусности складываем в корзину и относим в церковь, чтобы осветить продукты!!! А на следующее утро мы обмениваемся подарками и шоколадными яйцами и садимся трапезничать освещённым завтраком!!! Какой же всё таки семейный этот весенний день – день Светлой Пасхи!!!
Выводы явный прогресс в развитии творческих возможностей моих учеников: учащиеся демонстрируют все возрастающее умение формулировать грамотно мысли, нешаблонно мыслить подтверждают хорошую теоретическую подготовленность ( о чем говорят результаты ЕГЭ) участие в разного рода творческих конкурсах довольно успешно и подтверждает этот качественный уровень.
Спасибо за внимание!