Подходы к определению понятия "умственная отсталость"
Критерии умственной отсталости Состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга(Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие /Сост. Н.В., Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. с. 109)
Критерии умственной отсталости Стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системыКачественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы(Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. с. 81)
Критерии умственной отсталости Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы(Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. с.23)
Критерии умственной отсталости Стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер(Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. с. 211)
Сухарева Г.Е. Умственная отсталость - группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга(1965)
Певзнер М.С., Лубовский В.И. Умственная отсталость - вид недоразвития сложных форм психической деятельности, который возникает либо при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, либо в самом раннем периоде жизни ребенка(1963)
Международная классификация болезней - 10 Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностейМКБ – 10 (1992)
Руководство Американской Психиатрической Ассоциации (1993) Определение умственной отсталости представлено в виде диагностических критериев:1.При использовании индивидуального теста коэффициент интеллекта имеет показатель ниже среднего и составляет 70 или ниже.2.Сопутствующие нарушения адаптивного функционирования (т.е. несоответствие развития нормам, характерным для возрастной или социальной группы), проявляющиеся по меньшей мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, домашняя жизнь, социальные (межличностные) контакты, использование ресурсов общества, самоконтроль, учебные навыки, работа, досуг, состояние здоровья и безопасность.3. Возраст начала расстройств – до 18 лет.