Метод проектов
Учебный творческий проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
Особенности организации и методикиПроектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности — учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы: исследовательские,творческие, информационные, социально значимые, телекоммуникационные (информационные)
исследовательские — по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем; Исследовательская работаСеверная палитра.Цветовая гамма оформления боковых поверхностей в разное время года на Севере.Автор работы- Полякова Рената, ученица 8 класса АСОШ №288 Исследовательская работаКРЕЩЕНИЕ РУСИАвтор – Брустин Кириллученик 11 класса Б СОШ №288Исследовательская работаКРЕСТ КАК СИМВОЛ МИРОЗДАНИЯАвтор-Горякин Денис,ученик 10-А классаСОШ №288
информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;
творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник, изделие декоративно-прикладного искусства и др.), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме;
Творческие проекты"Настольный театр""Подарок школе""Поздравь ветерана""Книжки-малышки юным читателям""Азбука для первоклашек""Подарки матросам"
социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;
особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.Это первая страница общенационального образовательного проекта с международным участием — Letopisi.Ru. На страницах Летописи представлены школы, люди , события, здания, животные и растения российских и зарубежных деревень, посёлков, железнодорожных станций, малых и больших городов. Сайт построен на социальном сервисе Веб 2.0 Вики-Вики, его содержание полностью (на 99,9 %) контролируется пользователями, он свободен от авторского права и действует в рамках закона и здравого смысла.
По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета),межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
По затратам времени различают следующие виды проектов:краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) -проекты, требующие времени для поиска материала,
Стадии разработки проекта: 1) организационно-подготовительная стадия — проблематизация, разработка проектного задания (выбор);2) разработка проекта (планирование);3) технологическая стадия;4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).
Роль учителя в выполнении проектаУчитель помогает ребёнку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта)предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала ( вместе с учеником «проживает» его проект);помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское вне;является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы к культуре и организовать работу над этими вопросами.Задача учителя— не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление её (с возможной корреляцией темы, целей и задач исследования), организация рефлексии ребёнком проделанного пути.
Оценка деятельностиКритериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются:владение способами познавательной деятельности;умение использовать различные источники информации, методы исследования коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:1. Поисковые умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи2. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы,умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс. 4. Презентационные умения и навыки:навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.