Применение модульной технологии в начальной школе Подготовила учитель начальных классов Аленина С. Г.МОУ УГ № 3 им. О. Г. Макарова
Главная задача образовательного процесса в школе: Ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью
Цель модульной технологии: Создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным потребностям личности.
Идеи модульной технологии Активность ученикаЧёткость и определённая логика действийПостоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроляИндивидуализированный темп учебно-познавательной деятельностиГибкое управление деятельностью обучающихся
Основные подходы модульной технологии к процессу обучения Рефлексивный подходДифференциацияОптимизацияПроблемный подход к обучению
Принципиальные отличия модульной технологии: - Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью - Общение учителя с учащимися осуществляется через модули - Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию , планированию, самоорганизации и самоконтролю - Отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи обучающимся.
Сущность модульного обучения Обучающиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей
Структура модульной программы
Последовательность действий учителя при составлении модульной программы Представление учебного курса как системыСоставление технологической карты
Последовательность действий учителя при составлении модульной программы Создание модульной программы, компонентами которой являются комплексная дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы
Модульная программа блока-модуля № 1 Тема : Слово. Предложение. Текст.Комплексная дидактическая цель:Обучающиеся должны знать:основные функции слова, предложения, текста в общении людейиз чего состоят слова, предложение, текстзапись и границы предложенийграмматическая основа предложений
Уметь:
Развивать:умение пользоваться учебникомумение писать под диктовкусписывать печатный текст письменными буквамиработать в парах сменного состава ( ПСС) ипарах постоянного состава ( ППС)оценивать себя и товарищаумение слушать, пересказывать, выделять главное, отвечать на вопросыпознавательный интерес обучающихся
Воспитывать :культуру общенияуверенность в себетрудолюбие и усидчивость
Последовательность действий учителя при составлении модульной программы Выделение интегрирующих дидактических целей для каждого модуля и отбором его содержанияГрадация интегрирующих целей на частные дидактические цели и формирование содержания УЭ, составляющих модульПостроение самого модуля
Название модулей по теме: «Слово. Предложение. Текст». Слово – единица речиНаблюдение за связью слов по смыслу в речи ( в предложениях, словосочетаниях)Предложение и текст единицы речи (сопоставление)Основные функции предложений в речиСвязь слов в предложении. Связь предложений в тексте.Главные члены предложения.Текст – единица речи.Предложение и текст – единицы речи.
Учебный модуль : Законченный блок информацииЦелевая программа действий ученикаРекомендации ( советы) учителя по её успешной реализации
Принципы построения модулей - Частные дидактические цели учебных элементов обеспечивают достижение интегрированной цели модуля.- Обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний - Учебный материал излагается доступно, конкретно, выразительно в диалоговой форме - При построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация - Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа
Построение модуля - Формулировка интегрирующей цели.- Даётся задание для входного контроля.- Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.- Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – резюме, обобщающее ход выполнения заданий.- Составляется задание выходного контроля.- Продумываются структурно – логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.
Последовательность действий учителя при составлении модуля. Определение интегрирующей цели модуля.Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.Формулирование цели каждого учебного элемента.Определение содержания каждого учебного элемента.Формулирование рекомендации ( советов) учащимся.
Модульный урок Имя существительное. Обобщение и систематизация знаний. УЭ1 УЭ2 УЭ3 УЭ4 УЭ5 УЭ6
УЭ1 – интегрирующая цель, входной контроль, обобщение теоретических сведенийУЭ2 –связь теории с практикой , работа в парах (взаимопроверка по эталону)УЭ3 – поисковая работа, проверка по эталонуУЭ4 – самостоятельная творческая работа, выходной контрольУЭ5 – резюмеУЭ6 - рефлексия
УЭ2 Связь теории с практикой, работа в парах (взаимопроверка по эталону
УЭ3 Поисковая работа, самопроверка по эталону
УЭ4, УЭ5, УЭ6 Самостоятельная творческая работа и выходной контрольРезюмеРефлексия
Результаты модульного обучен ия. Сформируются умения :а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритмуб) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроляФормируются навыки учебного, делового общения.Умение слышать и слушать, не быть равнодушными к получению знаний.
Ограничения. Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.Материальное оснащение класса.Включение в модуль очень большого объёма содержания деятельности, что создаёт дефицит времени.
Спасибо за внимание!Творческих успехов коллеги!