Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.Юсупова Р.М.УчительГимназии №125
Современные школьники должны покидать стены учебного заведения не только экономически, математически и прочее грамотными, но и грамотными во владении своим родным языком, раскрепощенными и уверенными в собственном умении излагать свои мысли четко и красиво
1.Работа с фразеологизмами а.) Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание
в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии.
б.) Замени одним словом фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.
2.Тема «Устаревшие слова». Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддёвка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная— из отбелённого полотна. Рубахи украшались вышивкой.
Вопросы и задания.1. Перескажите текст и озаглавьте его.2. Знаете ли вы значение устаревших слов кафтан, зипун, поддёвка?3. Рассмотрите иллюстрацию к русским народным сказкам и былинам. Носят ли такую одежду сейчас?
Кафтан. Россия XVII Кафтан — приталенная одежда до колен с небольшим стоячим или отложным воротником, запахом на правую сторону на крючках или пуговицах.
Зипун — одежда из сукна серого или бурого цвета с запахом налево, с косым вырезом на груди, без воротника, ниже колен, с подпояской.
Сарафан Женский народный костюм — это, прежде всего, сарафан. Для изготовления сарафанов использовали сукно, китайку, пестрядь, однако в каждом селе были свои особенности. Сарафан украшался парчой, бархатом, тесьмой, плисом, а низ сарафана— разноцветными лентами.
Вопросы и задания.1. Кто видел народные сарафаны у бабушки или в музее? Чем они украшены?2. Назовите слова, значение которых вам неизвестно.3. Рассмотрите иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. Опишите его или нарисуйте сарафан девушки.
3.Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...» В этом городе блещут маковки церквей. Что обозначает слово маковка? У этого слова много значений. Догадайтесь, что оно обозначает в тексте нашей сказки: 1) плод мака;2) конфета из мака;3) золоченый купол церкви;4) то же, что и макушка.
Двор — это не только постройки, это еще и люди — придворные, дружина, войско князя.
Колымаги — это старинные тяжелые крытые экипажи, то есть средства для перевозки людей, а тяжелые они потому, что сделаны, по сказке, из золота.
Уделом называлось владение князя, его вотчина, его земли на Руси в XII–XVI веках. Удел был самостоятельным, независимым государством, со своей монетой, со своей дружиной, со своим правителем.
Домашнее задание Выписать из сказки слова латы, кольчуга, рать, дозор, чешуя, подумать, что они означают.
Словосочетание.Искусство гжели. Ты, наверное, видел посуду, которая завораживает красотой. Сочетаются в ней белый и синий цвет. Недалеко от Москвы есть деревня Гжель. Издавна здесь делают прекрасную посуду. Вначале глину обжигали, а потом расписывали яркими красками.
Вопросы и задания к тексту: 1. Словарь: гжель, сосуд, квасник.2. Докажите, что перед нами текст.3. Какие имена прилагательные можно употребить при описании посуды?4. Опишите гжельскую посуду.5. Объясни значение слова квасник. Какие еще виды посуды тебе известны?6. Какие изделия из гжели ты видел?7. Чем отличается слово от словосочетания? Что мы называем словосочетанием?8. Выпиши из текста три словосочетания.
Главные и второстепенные члены предложения.Этнокультурный компонент: Филимоновская игрушка. В деревне Филимоново Тульской области мастера делали игрушки. Дети с удовольствием играли с ними. Умельцы делают игрушки из глины. Они расписывают их куриным перышком. Филимоновские игрушки делали со свистком. Они иногда называются свистульками.
Вопросы и задания к тексту: 1. Словарь: свистулька, умелец филимоновский.2. Прочитай текст и перескажи его. Что ты узнал из текста о филимоновских игрушках?3. Какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными?Назови главные члены предложения в предложениях текста.4. Придумай предложение об игрушках и назови в нем главные и второстепенные члены предложения.