Выбор профессии – это серьёзно Родительское собраниеМатериал подготовлен учителем МОУ СОШ №5 города-курорта АнапыЛ.А.Опольской
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:Правило первое:Познай себя, свое собственное «Я» здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения.Правило второе:Узнай все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности(профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития. Правило третьеСоотнеси себя с требованиями выбранной профессии.«Человек – знаковая система»«Человек-техника»«Человек-природа»«Человек-художественный образ» «Человек-человек»
Музыкальные способности у Моцарта проявились в три года. Карл Брюллов поступил в академию художеств девяти лет от роду.Эдисон сделал первые изобретения пятнадцатилетним подросткомОтец кибернетики Норберт Винер вошёл в науку с детских лет, о чём поведал позже в книге «Я — вундеркинд».
Если Ваш ребёнок совсем не Моцарт …
РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗНОВИДНОСТИ САМООЦЕНКИ
Важно воспитывать умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.а) адекватная (нормальная) самооценка, соответствующая действительным способностям, возможностям человека; б) завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя; в) заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя, свои способности.
Самооценка девочек
Самооценка мальчиков
Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий: насколько мы успешны, как относятся к нам авторитетные для нас люди, насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.
Предмет труда (типы профессий)
Результаты тестирования учащихся 10 – 12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;7 – 9 баллов – склонность к определённому виду деятельности;4 – 6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;0 – 3 балла – профессиональная склонность не выражена.
Склонность к работе с людьми Ориентирован на взаимодействие с людьми. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность. Типичные направления образования:медицинское обслуживание; социальная служба, социология;управление, маркетинг;право;консультирование, справочно-информационное обслуживание;среднее образование и дошкольное воспитание.
Склонность к умственной работе Ориентирован на науку и научную активность. Предпочитает более работать с идеями, чем с людьми и предметами. Такие люди обычно отличаются рациональностью, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься её реализацией. Типичные направления образования:математика;физика;биология;биомедицинская инженерия;генетика.
Склонность к практической деятельности Предпочитает работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более, чем с людьми. Типичные направления образования:техническое образование;квалифицированные ремёсла;сельскохозяйственное образование;лесоводство;охрана природы.
Склонность к эстетическим видам деятельности Предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Типичные направления образования: искусство; музыка; театр; танцы; проектирование и дизайн.
Склонность к экстремальным видам деятельности Ориентирован на деятельность, связанную с особыми требованиями к физической подготовке и здоровью человека. Типичные направления образования: профессиональный спорт; экспедиционная работа; охранная и оперативно-разыскная деятельность; служба в армии.
Склонность к планово-экономическим видам деятельности Предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу, связанную с расчётами и планированием, с анализом и преобразованием, с переработкой и систематизацией информации. Типичные направления образования:бухгалтерия, финансы, экономика;редактирование;деловая статистика;компьютерные технологии;схематическое изображение объектов (чертёжник, топограф);делопроизводство.
Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем очень большое значение приобретут такие черты личности: готовность учиться,постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность.
Стабильностью спроса на профессию Профессия будет пользоваться популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет.
Актуальными становятся транспортная индустрия, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.
Для профессиональной успешности на современном этапе развития обществаприобретают большее значение личностные качества,коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма.
Основные факторы или условия выбора профессии
ПРОЕКТ «ПРОФИЛИРОВАНИЕ». Сроки 2004 - 2009 ггЦелевое назначение проекта. Создание условий для осознанного выбора учащимися дальнейшего обучения с учетом личностных и профессиональных ориентаций.
Профильные предметы: Историко-филологический профиль:история России, всеобщая история, литература, иностранный языкОбщетехнический профиль:алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ
Предпрофильная подготовка (10-11 классы).Курсы по выбору(элективные курсы).Предметные:Избранные вопросы математики.Стилистический анализ художественного текстаИсторические портреты (дом Романовых от Михаила до Николая II).Ориентационные:Мой выбор.
Предпрофильная подготовка (9 класс).Курсы по выбору(элективные курсы).За полугодие:2 курса по выбору.За год:4 курса по выбору.Форма отчётности:Зачёт.
Выпускные экзаменыОбязательные экзамены: русский язык, математика.Экзамены по выбору:2 экзамена (профильные)
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ: начальноепрофессиональные лицеи, ПТУсреднеетехникумы, колледживысшееВУЗы (институты, университеты, академии)
Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях в справочниках для поступающих в учебные заведения; в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET; в рекламных объявлениях; в библиотеках; в районных центрах занятости; в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями; при встречах с учащимися и выпускниками; при личных посещениях учебных заведений.
Типичные ошибки, допускаемые при выборе профессии: Незнание мира профессий.Незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых профессией. Незнание правил выбора профессии. Выбор профессии должен быть подсказан не только интересом к ней, но и реальным представлением человека о своих возможностях.Рискованно переносить отношение к человеку-специалисту в данной профессии на его профессию.Нельзя подавать документы в учебное заведение «за компанию» с приятелем, выбирать близлежащее учебное заведение или внешне привлекательную, престижную профессию.
Список используемой литературы Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения . 9 – 11 классы: метод. пособие /Л.И.Саляхова. – М.:Глобус, 2007.Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / Авторы-составители: ЛунинаЕ.И., ШепурёваН.С. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Список используемых WEB – ресурсов http://festival.1september.ru/2006_2007/index.php?numb_artic=412851 //Общепедагогические технологии / Воврова Татьяна ЕвгеньевнаКонкурсный урок по теме: "Многообразие мира профессийhttp://festival.1september.ru/2006_2007/index.php?numb_artic=419335 //Классное руководство. Школьная психологическая служба / Тарасова Светлана Александровна. Классный час "Выбор профессии – это серьезно"
В презентации использованы иллюстрации сайтов: http://books.atheism.ru/atheists/edison1.jpghttp://www.adeptis.ru/vinci/m_part1.htmlhttp://www.taralex.by.ru/paint/brullov14.htmhttp://www.foru.ru/article.332.html