Тема работы: «Внедрение компьютерной технологии в учебную деятельность по русскому языку и литературе». Выполнила: учитель МОУ СОШ №52Труфанова И.В.г. Чита, 2010
Объект (что рассматривается?): Образовательный процесс на уроках русского языка и литературы.
Предмет исследования (как рассматривается объект?): Внедрение компьютерной технологии.
Проблема (что надо изучить?): изучение и совершенствование форм и методов преподавания с использованием компьютерной технологии, позволяющей сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку и литературе.
Актуальность
Цель (какой результат намерена получить?): формирование активной, коммуникабельной личности, способной к самообразованию, самоопределению, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности.
Задачи (что нужно сделать, чтобы достичь цели): развить у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;усилить мотивацию учения;сформировать у школьников умение работать с информацией;активно вовлечь учащихся в учебный процесс;приобщить школьников к достижениям информационного общества.
Гипотеза (предположение): накопив опыт использования КТ при изучении родного языка, мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.
Психолого-педагогический аспект избегать монотонности заданий,;учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;предоставить возможность успешной работы и сильным, и средним, и слабым ученикам;учитывать фактор памяти.
Методический аспект (на основе работы с УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия») УМК позволяет учителю:самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения уроков;осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;отойти от традиционной формы проведения урока;развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;создавать вариативные проверочные работы (тестовые и контрольные задания), учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся и др.
Возможности компьютерной технологии вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);трансдьюсерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Виды использования компьютера при подготовке и проведении уроков. 1. Изготовление, оформление раздаточного материала.2. Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету.3. Компьютерные программы.4. Диагностика качества знаний.5. Творческие работы учащихся с использованием ПК.
Контроль знаний (тестирование): тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос и т.д.
Динамика учебных достижений обучающихся по русскому языку (общая по трём классам).
Динамика учебных достижений обучающихся по литературе.(общая по трём классам).
Используемые современные педагогические технологии: проблемного обучения;личностно-ориентированного обучения;проектная;критического мышления;дифференцированного подхода и др.
Принципы обучения: коммуникативный принцип;принцип сознательности, который предусматривает опору на определённую систему правил, предваряющих формирование навыка и в совокупности своей дающих обучаемому представление о системе изучаемого языка;принцип опоры на родной язык;принцип наглядности (зрительная, слуховая наглядность);принцип доступности, что обеспечивается благодаря интерактивному режиму работы; принцип положительного эмоционального фона, который способен сформировать устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого и др.