Образовательная технология «Портфолио»
Портфолио Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Педагогическая идея портфолио предполагает: смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;интеграцию количественной и качественной оценок;доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Смысл самооценки: самоконтроль, саморегуляция, экспертиза собственной деятельности,самокоррекция.
Процедура самооценки разработка четких эталонов оценивания; создание необходимого психологического настроя;обеспечение ситуации самостоятельного сопоставления собственных результатов с эталонами;составление собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио: портфолио документов;портфолио достижений (работ);рефлексивный портфолио;кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Портфолио документовСертифицированные (документированные)индивидуальные образовательные достижения
Портфолио достижений (работ)Собрание творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений учебной и творческой активности.
Рефлексивный портфолио письменный анализ личного отношения автора к своей деятельности и ее результатам, отзывы других людей
Обязательные элементы Титульный лист.Сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначения).Содержание портфолио с перечислением его основных элементов.Самоанализ и прогноз (или план) на будущее.
Портфолио как конструктор
Этапы работы Нужно учитывать:цели;особенности темы;сроки исполнения;формы представления: наглядность; системность;рефлексивность
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию;формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку;содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения;создавать предпосылки и возможности для успешной социализации учащихся.
Портфолио в представлении результатов обучения возможные -недостаточная проработка данных;требует индивидуального подхода;с трудом поддается стандартизации;отсутствие стройности и целостности;др.возможные +сокращает сроки работы;личностно-ориентирован;допускает вариативность артефактов;позволяет представить разные подходы;др.