Часть 3. Обновление содержания исторического образования и контроль особенностиОбразовательной системы «Школа 2100»
Содержание учебного года делится на учебные модули Планирование курса Модуль №1Цели изучения (умения по работе с знаниями) Тема 1. Уроки 1-5… Тема 2. Уроки 6-10…Повторительно-обобщающий урокУрок-контроль: диагностика достижения целей модуля(Урок-работы над ошибками)Структура учебника Раздел 1. Страница «входа в модуль» (название и цели)Глава 1. Параграфы 1-5…Глава 2. Параграфы 6-10…Страница «выхода из модуля» (задания на обобщение)Проверочная работа №1
5-й класс. Всеобщая история. Раздел I. Первая историческая эпоха Глава 1. Первобытный мирОбщ.взгляд: Раздел II. Цивилизации Древнего Востока Глава 2. Цивилизация Древнего ЕгиптаГлава 3. Древние цивилизации АзииОбщ.взгляд:Раздел III. Первая цивилизация Запада Глава 4. Зарождение Древней ГрецииГлава 5. Расцвет древнегреческой цивилизацииОбщ.взгляд:Раздел IV. Империи эллинов и римлянГлава 6. Эллинизм – встреча Запада и ВостокаГлава 7. Цивилизация Древнего РимаГлава 8. Античная греко-римская цивилизацияОбщ.взгляд:Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, Е.В.Сизова, С.С.Кузнецова, А.А.Николаева
5.1. Модуль I. Первая истор.эпоха Вход Глава 1. Первобытный мир§1. Первые люди§2. Первые шаги разума§3. Первые художники и «волшебник軧4. Первые пастухи и хлеборобы§ 5. Первые мастера и воины§6. Первые цари и грамотеиОбщий взгляд на первобытный мир - выходГлавная идея (цель) Введение ключевых понятий: ЦИВИЛИЗАЦИЯПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
5.2. Модуль II. Древний Восток Вход Глава 2. Древний Египет§7. Царство в долине Нила§8. Боги Древнего Египта§9. Искусство строителей пирамид§10. Ступени общественной пирамиды§11. Расцвет египетского царстваГлава 3. Древние цивилизации Азии§12. Цивилизация Междуречья§13. Законы Вавилонского царства§14. «Железное» царство Ассирии§15. Библия древних евреев§16. Мировая держава персов§17. Просветление Древней Индии§18. Мудрость Древнего КитаяОбщий взгляд на Древний Восток - выходГлавная идея (цель) Различать цивилизации, культуры, пути развития и видеть общее всего ВОСТОКА
5.3. Модуль III. Первая цив.Запада Вход Глава 4. Зарождение Древнегреческой цивилизации§19. У истоков греческой культуры§20. Времена Гомера§21. Города-государства Эллады§22. Олимпийские боги§23. Эллинское воспитание граждан§24. Афинская демократия и спартанские нравы§25. Великая греческая колонизацияГлава 5. Расцвет Древнегреческой цивилизации§26. Эллада против «царя царе黧27. Свобода рабовладельцев§28. Столица искусств Эллады§29. Мудрецы Древней ГрецииОбщий взгляд на Древнюю Грецию - выходГлавная идея (цель) Отличать культурное наследие Древней Греции (ЗАПАДА) от традиций ВОСТОКА
5.4. Модуль IV. Имп. эллинов и римлян Вход Глава 6. Эллинизм – встреча З. и В.§30. Покорители свободных греков§31. Завоевания Алекс. Македонского§32. Эллинистическая цивилизацииГлава 7. Цивилизация Древнего Рима§33. От царей к республике§34. Властелин Италии§35. Победитель Карфагена§36. Покоритель Средиземноморья§37. Перемена «римских нраво⻧38. Войны граждан и рабов§39. От республики к диктатуреГлава 8. Греко-римская цивилизация§40. Первые римские императоры§41. Расцвет античной культуры§42. «Золотой век» Римской империи§43. «Добрая весть» христианства§44. Заря христианского мира§45. Закат античного мираОбщий взгляд на Древний мир - выходГлавная идея (цель) На примере древних империй определять причины и последствия изменений в условиях жизни людей в обществе
6-й кл. Всеобщая и Российская ист. Модуль I. Рождение средневековых цивилизацийГлава 1. Запад христианского мираГлава 2. Восток христианского мираГлава 3. Пророки и завоеватели ВостокаМодуль II. Развитие средневековых цивилизаций Глава 4. Особенности католической ЕвропыГлава 5. Страны католической ЕвропыГлава 6. Судьбы средневековых цивилизаций Модуль III.Восхождение на ступень цивилизации Глава 1. У истоков российской историиГлава 2. Эпоха Древнерусского государстваГлава 3. Эпоха раздробленной Руси (XII-XIII вв.)Модуль IV. Судьбы народов РоссииГлава 4. Эпоха монгольского нашествияГлава 5. Эпоха создания Российского государства
6.1. Модуль I. Рождение средн. цив. Вход Введение Глава 1. Запад христ. мира.1. От варваров к империи2. Рожд. феодального общества3. Феодальная раздробленность4. Времена викинговГлава 2. Восток христ. мира. 5. Византийская империя6. Государства славян и кочевников7. Раскол христианской церквиГлава 3. Пророки и завоеватели Востока. 8. Возникновение ислама9. Исламская цивилизация10. Крестовые походы11. Монгольские завоеваниявыходГлавная идея (цель) Определять отличия главных средневековых цивилизаций
6.2. Модуль II. Развитие средн. цив.Вход Глава 4.Особенности Кат. Европы. 12. Города Европы13. Феодальный мир14. Католическая церковь15. Христианская культураГлава 5. Страны Катол. Европы. 16. Раздробл. в Англии и Франции17. Столетняя война18. Централизац. в Англии и Франции19. Итальянское Возрождение20. Границы Священной империиГлава 6. Судьбы средневековых цивилизаций 21. Рубежи православия и ислама.22. Индийская цивилизация.23. Дальневосточная цивилизация24. Где закончилось Средневековье? выходГлавная идея (цель) Различать средневековые цивилизации, их вклад в мировую культуру
6.3. Модуль III. Восхождение народов России на ступень цивилизации Вход Что изучает история России?Глава 1. У истоков российской истории 1. Первые жители нашей страны2. Жители леса и степи3. Мир восточных славянГлава 2. Древнерусское государство. 4. Становление Древнер. гос-ва5. Крещение Руси6. Жители Древней Руси7. Расцвет при Ярославе Мудром8. Начало распада Руси9. Достижения древнер. культурыГлава 3. Русские земли и княжества XII-XIII веков 10. Раздробленность Руси11. Влад.-Суздальское княжество12. Господин Великий НовгородвыходГлавная идея (умение) доказывать, что разные народы России переходят к ступени цивилизации
6.4. Модуль IV. Судьбы народов России Вход Глава 4. Эпоха монгольского нашествия. 13. Нашествие Батыя14. Русь между западом и востоком15. Золотая Орда16. Великое княжество Литовское и Русское17. Усиление Москвы18. Объединение Руси вокруг Москвы19. Русская культура XIV-началаXV векаГлава 5. Эпоха образования Российского государства.20. Московское княжество в перв. полов. XV в.21. Распад Золотой Орды22. Объединение Руси в Российское государство23. Власть в Российском государстве24. Жители Российского государства25. Культура Российского государствавыходГлавная идея (цель) Сравнивать исторические пути разных народов и государств на территории России:
7-й кл. Всеобщая и Российская ист. Модуль I. Рождение западной цивилизацииГлава 1. Начало Нового времени в Европе кон. XV - сер. XVII вв.Глава 2. Развитие государств западной цивилизации кон.XVI – нач. XVIII вв.Модуль II. Новые времена Востока и Запада Глава 3. Новые времена за пределами Европы XVI-XVIII вв.Глава 4. Запад в эпоху Просвещения – XVIII в.Модуль III.Самобытный путь Московского царства Глава 1. «Москва есть Третий Рим». XVI - нач.XVII вв.Глава 2. «С оглядкой на Запад». XVII век. Модуль IV. Российская империя на пути в ЕвропуГлава 3. «Поворот Петра Великого»Глава 4. «Плоды западного Просвещения».1725-1800.
8-й кл. Всеобщая и Российская ист. Модуль I. Рождение индустриального ЗападаГлава 1.Особенности западной цивилизации 1800-1880-е гг.Глава 2. Разрушение аграрного общества в Европе. 1800-1849 гг.Модуль II. Мировая победа индустрии Глава 3. Модернизация стран Запада. 1850-1880-е Глава 4. Мир за пределами Запада. 1800-1880-е Глава 5. На пороге общечеловеческой цив.1880-1914Модуль III. Нужна ли России модернизация?Глава 1. Выбор пути развития при Александре I.Глава 2. Консервативный путь Николая I. Модуль IV. Ускоренная модернизация РоссииГлава 3. Освободительные реформы Александра II.Глава 4. Между реформами и революцией. 1880-1914.
9-й кл. Всеобщая и Российская ист. Модуль I. Новейшая история зарубежьяГлава 1. Потрясения Первой мировой войныГлава 2. Мир между войнамиГлава 3. Пожар Второй мировой войныГлава 4. Времена «холодной войны»Глава 5.Глобальный мирМодуль II. От модернизации к революции Глава 1. «Витязь на распутье». 1900-1914Глава 2. «В огне войн и революций». 1914-1922Модуль III. От разрухе к сверхдержавеГлава 3. «К светлому будущему». 1922-1939Глава 4. «В пламени великой войны». 1939-1945. Модуль IV. От социализма к демократииГлава 5. «Через тернии к звездам». 1945-1985.Глава 6. «Испытание свободой». 1985 – 2006.
Контроль в рамках модуля Планирование курса Модуль №1Цели изучения Тема 1. Уроки 1-5… Тема 2. Уроки 6-10…Повторительно-обобщающий урокУрок-контроль: диагностика достижения целей модуля(Урок-работы над ошибками)Контрольные срезы Возможен входной тест Текущий контроль на этапах актуализацииМини-проверочная (1-2 задания на 5 минут) на актуализации первого урока новой темы Текущий контроль на этапах актуализацииБольшая проверочная работа (4-5 заданий по всем линиям развития на весь урок)(Досдачи и пересдачи)
Как составить задание проверочной работы в развивающей системе 1) Выбрать какое предметное умение мы хотим проверить (по таблице требований или по требованиям гос.стандарта)2) Выбрать какие информационные единицы минимума содержания (стандарт или программа) мы хотим проверить 3) Составить продуктивное задание, аналогичное тем, что выполняли ученики в ходе изучения темы (модуля). 4) Создать четкую форму письменного исполнения решения (варианты тестов соответствия, таблиц, свободный текст с открытыми критериями проверки и т.д.). При необходимости скорректировать формулировку задания