Школа БЕЗ наркотиков Тематическое родительское собрание(профилактика наркотической зависимости)
Давно ли люди начали себя отравлять Майя и ацтеки клали под язык листья коки – для поддержания сил в дальнем походе.Китайцы курили опиум – для снятия стресса и как снотворное. Врачи средневековья широко использовали его при психических возбуждениях, депрессии, спазмах различной этиологии.Воины-измаилиты принимали гашиш – в бою становились жестокими и активными. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш проник в Европу. Китайские врачеватели применяли его при хирургических операциях.Древнегреческие рукописи, еврейский Талмуд V века до н.э. повествует о лечебном применении мака, об «облегчении страданий». Об этом писали Гомер, Геродот, Теофаст, Гиппократ в своих эпосах.Напиток «Сома» готовился из красного мухомора, произраставшего в Гималаях. В нем содержались вещества, вызывающие галлюцинации и экстаз.
Цель использования наркотика – проведение социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов. «Пики интереса» к наркотикам часто совпадали с периодами войн. В основе злоупотребления лежали социальные причины. И хотя наркомания относится к заболеваниям, в ее основе предполагалось наличие порока. Наибольшее распространение было среди преступников, проституток и т.д.
Тревожная статистика Основной возраст первого знакомства с наркотиками – 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%).Удельный вес подростков среди больных наркоманией:в 1984 году – 420 человекв 1999 году – 29,8 тыс.человекВсего по стране на каждые100 тыс.подростков приходится 73 больных. Это эпидемия.За последние 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей – в 42 раза, 65% случаев передозировка наркотиков.Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно составляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.67% родителей не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% решают проблему самостоятельно.
Основные термины Наркотик – психоактивное вещество, которое влечет психическую или физическую зависимость от него.Наркомания – болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный «список наркотиков», и проявляющаяся в психической, физической зависимости от них.Психоактивные вещества обладают теми же свойствами, что и наркотики, но в официальный список не включены. Их называют токсическими.Токсикомания – заболевание, проявляющееся в психической зависимости от вещества, не включенного в официальный список.Аддиктивное поведение – злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того как сформировалась физическая зависимость.
Опасные заблуждения и что мы думаем о наркотиках Я только попробую, это не страшно и не опасно.Я в любое время могу отказаться, я не наркоман.Употребляя наркотики я буду современным, взрослым, не буду «белой вороной», добьюсь уважения среди ровесников.Наркотик – некий катализатор таланта.Наркотик, который принято считать слабым, для кого-то может быть сильнодействующим средством.
Наркотики и возраст 8-11 летДетей интересует все, что связанно с наркотиками, - их действие, способы употребления. Для них наркотик – неизвестный и запретный мир.11-14 летОсновной возраст начала наркомании. Информацию черпают из рассказов знакомых. Первые эпизоды употребления связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритическим отношением к поведению окружающих.14-17 летНаиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами
По отношению к наркотикам Употребляющие и втягивающие других.Употребляющие, но понимающие опасность.Активные противники.Равнодушные противники.Не определившие свое отношение к наркотикам.
Проблемы подростков Я очень быстро расту и стесняюсь своего роста.Я очень быстро меняюсь во всех отношениях и испытываю дискомфорт от вечных перемен во мне и вокруг меня. Я так нуждаюсь в вашей любви и понимании.Я очень неуверен в себе и стараюсь скрыть эту неуверенность.Я не готов принимать слова и советы на веру, я хочу иметь свое мнение по любому вопросу.Я люблю все яркое, неожиданное, интересное, красочное. Я хочу подражать настоящим героям, мне не интересны серые будни и негероические личности.
Информированность Анализ результатов опроса показал, что основным источником информации о наркотиках во всех возрастных группах учащихся являются средства массовой информации (СМИ).От родителей - в 5-м классе 27% учеников; в 8-м классе 17% учеников; в 11-м классе 9% учащихся.От учителей - в 8-м классе 17% учеников; в 11-м классе 4% учащихся.От друзей - в 5-м классе 19% учеников; в 8-м классе 48% учеников; в 11-м классе 62% учащихся.С возрастом уменьшается общение с родителями по обсуждению влияния наркотиков и увеличивается общение с друзьями.
Почему? Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного поведения, или пристрастия к наркотикам.Успокаивающая модель – «Чтобы быть спокойнее»Коммуникативная модель – «Допинг»Активизирующая модель – «Выдающиеся поступки»Гедонистическая модель – «Делаю, потому что мне это нравится»Комфортная модель – «Быть принятыми»Манипулятивная модель – «Привлечь внимание»Компенсаторная модель – «Сиюминутное удовольствие»
Факторы риска Биологические факторы риска.Социальные факторы риска:- разрушение института семьи;- отсутствие жизненных перспектив;- плохая организация досуга;- целенаправленное «подсаживание на иглу».Психологические факторы риска:- неправильное воспитание в семье;- асоциальное поведение;- дезадаптированность к учебному процессу;- вовлеченность в группу сверстников, употребляющих наркотики;- личностные характеристики.
Формы нарушения родительских отношений Первая форма – жестокость в общении с подростком.Вторая форма – непонимание родителями возрастных особенностей ребенка.Третья форма – низкий авторитет родителей у подростка.
Признаки употребления Изменения внешнего вида и поведения.Изменение сознания: сужение, искажение или помрачнение.Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность не соответствующие данной ситуации.Изменение речи: ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость.Изменение цвета кожных покровов: бледность, покраснение, блеск или мутность взгляда, сильно суженные или сильно расширенные зрачки, сухость губ, осиплость голоса.Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, неусидчивость, расслабленность, вялость.Изменение координации движений, нарушение их плавности, скорости, неустойчивость при ходьбе, нарушение почерка.
Рекомендации Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе.Учитесь слушать и понимать ребенка.Подумайте о своем примере.Давайте советы, но не давите советами.Поддержите в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.Научите ребенка говорить «Спасибо, нет».
«Спасибо, нет» Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой.Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика).Спасибо, нет. Это не в моем стиле.Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
Если жизнь - это смехИ улыбки у всех,Мама, солнышко, счастье, удача.То наркотики – смертьИ несчастье для всех.Ты подумай – нет проще задачи!