Социально-педагогическое проектирование Новикова Татьяна Геннадьевна,зав. кафедрой развития образовательных систем АПК и ПРО
Основные направления радикальных изменений в системе образования(И. Масуда) Образование перестает ограничиваться формальным школьным образованием, под воздействием информационных технологий развиваются идеи неформального образования;Индивидуальный характер образования, выбор конкретного образовательного процесса на базе индивидуальных способностей.
Утверждение самообразования и самообучения в качестве ведущей формы образованияОриентация на образование, созидающее знаниеФормирование системы образования в течении всей жизни
Под образованием понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.Формальное образованиеНеформальное образованиеПроизвольное обучение
Формальное обучение – осуществляемое в специальных учреждениях, по утвержденным программам, последовательное, стандартизированное, институциональное, гарантирующее преемственность
Произвольное обучение – включает неструктурированную учебную деятельность, подразделяется на инцендентальное и информальноеНеформальное образование –любая организованная образовательная деятельность вне рамок формальной системы
Основные факторы, необходимые для успешной проектной деятельности. готовность руководства к участию в проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: регионального управления образования, отдельного учебного заведения); желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (то есть к созданию условий мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств); наличие стратегии инновационной деятельности (какие цели и задачи ставит перед собой , учебное заведение и др. в процессе освоения разработки и введения новшеств, будут это локальные, модульные или системные инновации);
Основные причины неудачной реализации проектов (опыт Всемирного Банка) Отсутствие четко поставленных целей проекта;Недостаточный учет влияния внешней среды;Отсутствие эффективной системы управления проектом;Недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта (политическим, экономическим, социальным и др.)
Педагогическая система Социально – обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности. (Третьяков П.)Предоставление всем учащимся образовательного минимумаПредоставление всем учащимся качественного образованияДифференциация обучающихся Обеспечение социальной защищенностиОбеспечение подготовленности к продолжению образования или к трудовой деятельности.
Модель как основная часть концептуального описания проекта. Модель – это способ усечения (Эшби.У)Модель- некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи, но более удобный, в частности, с точки зрения числа признаковМодель – это преднамеренно ограниченный выбор характеристик изучаемого объекта, обусловленный целью исследования и парадигмой конкретной научной дисциплины.Модель - это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции.
Характеристики модели:
Проект - (от латинского) - брошенный вперед Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, ресурсным обеспечением при установленном бюджете.
Педагогическое проектирование может рассматриваться в двух аспектах: продуктивном и процессуальном. В продуктивном аспекте, как стремление изменить существующую действительность, подготовить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, то есть создании нового «продукта».
В процессуальном (деятельностном) аспекте, как процесс деятельности проектировщиков и участников разработки и реализации проекта на всех стадиях проектирования, то есть управление проектной деятельностью (обеспечение в соответствии с целями и задачами научными, кадровыми, материальными, финансовыми, информационными ресурсами, позволяющими довести разработку проекта до реализации).
Предметная область:ИдеяМиссияЦели;Задачи;Работы;Основные результаты;Масштабы;Сложность;Допустимые сроки
Цель Желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Требования к цели Реалистичность Гибкость Ранжируемость Диагностируемость
Задача Желаемый результат деятельности, характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата.Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Задачи – это шаги по достижению цели.
Критерии (индикаторы) Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерий - качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат.
Алгоритм разработки проекта Выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы;Определение цели проекта;Постановка задач по реализации цели;Определение идей реализации цели и задач;Определение работ, необходимых, для разработки и запуска проекта или его составляющих;
Алгоритм разработки проекта (продолжение) Прогнозирование результатов проекта последствия (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные мероприятия по их устранению);Определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;Определение допустимых сроков исполнения проекта.
Фазы проектирования Начальная фаза (включает стадии): разработка концепции Сбор данных и анализ состояния (предварительное обследование); Выявление потребности в изменениях и определение результата; Разработка модели: определение и сравнительная характеристика альтернатив, экспертиза; Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
Фаза разработки Назначение научного руководителя и формирование команды; Установление деловых контактов (изучение целей и мотиваций); Разработка содержания; Структурное планирование; Управление и техника контроля; Определение рисков.
Фаза реализации проекта Заключение контрактов; Ввод в действие системы управления;Организация выполнения работ;Коммуникации и связи участников;Ввод (мотивации и стимулирования);Поэтапная деятельность реализации проекта;Контроль;Руководство, координация работ.
Фаза завершения проекта Апробация и экспериментальная проверка конечного продукта; Оценка и подведение итогов; Сопоставление первоначальных целей и планируемых результатов с полученными;Анализ неудач, сбоев, выделение точек дальнейшего роста; Переход на следующий уровень развития.
Эффективность команды проекта. Эффективная команда – это команда нацеленная на конечный результат, инициативный и творческий подход к решению задачС позиций организационно-психологического климата эффективная команда, в которой:- неформальная атмосфера- задача хорошо понята и принимается- члены прислушиваются друг к другу- в обсуждении задач принимают участие все члены- выражаются как идеи, так и чувства- конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей, методов и пр., а не личностей- команда осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства
Рекомендуемая литература Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., Аланс, 1995.Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах.- М.:АСАDΕMIA, 2003.Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск,1998.Шапиро В.Д. и др. Управление проектами.- Спб: «Два ТРИ»,1996.Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – Спб., СПбГТУ,1996.
"Новая цивилизация"Почетная грамота выдана[Новиковой Татьяне Геннадьевне]За отличную работу и большой вклад в выполнение проекта[Название проекта]Выдана: 8 июля 2013 г.{Имя, должность}