МОУ « Средняя общеобразовательная школа №5»г. Торжок Тверская обл.Развитие государственно- общественной системы управления(из опыта работы СОВЕТА ШКОЛЫ ) Зам.директора по НМР Вальдман Е.Н
Из опыта работы по внедрению государственно-общественной системы самоуправления в школе Одним из основополагающих законодательных принципом государственной политики в области образования является государственно-общественный характер управления образовательным учреждением. - Закон РФ « Об образовании» ст.2,35,50,52,55. - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Состав Совета Школы 19 октября 2001 г. в нашей школебыл создан СОВЕТ ШКОЛЫ какорган государственно-общественного управления, который продолжает работу вот уже 7 лет. Согласно «Положению о Совете Средней общеобразовательной школы№5» в состав Совета входят всекатегории участников образовательного процесса: 9-учителей, 9-учеников, 9- родителей. Каждая категориявыполняет в работе Совета Школы своюфункцию и незаменима для успешнойработы ОУ. В состав Совета входят и представители руководства школы,но в роли координаторов и рядовыхчленов Совета.
Функции членов СОВЕТА Ученики- учатся жить в условиях демократии и активного Функционированияобщественных школьных органов самоуправления, формируют демократическую иправовую культуру, получают опыт публичных выступлений. Ученик может личновлиять на работу школы, а значит на свою жизнь в ней.Родители- реализуют своё законное право на участие в управлении ОУ, влияют наоткрытость материально-финансовой политики руководства школы, выступаютгарантом социальной справедливости для всех субъектов образовательного процесса,содействуют созданию условий для безопасности жизнедеятельности учащихся иразвитию здоровьесберегающих технологий в школе и т.д.Учителя- получают возможность сотрудничества с руководством школы, тем самымвлиять на его решения, проявляют свою активную жизненную позицию и выступают винтересах всех представителей образовательного процесса, получают возможностьизменить жизнь в школе к лучшему, выступить со своими инициативами.
Аспекты деятельности Совета Школы 1.Социально-политический- демократизация школы – это мощный фактордемократизации общества в целом. Через школу проходят все будущие граждане и,участвуя в управлении школой, они успешно овладевают навыками гражданскогоповедения (участие в выборах, работа в секциях, комитетах и т.д.)2.Управленческий - организация Совета Школы создаёт условия дляслаженного взаимодействия всех субъектов управления, позволяет наладитьуправление в оптимальном режиме. Благодаря представительству всехзаинтересованных социальных групп в Совете возникает возможность достижениясогласия между ними по всем важнейшим вопросам.3.Правовой - с созданием школьного Совета реализуется право каждого членаколлектива на участие в управлении делами школы. Появляется возможность болееполной реализации и других гражданских прав и свобод, поскольку Совет выступает защитником и гарантом прав членов коллектива. Правовую защиту получает и школав целом.4.Психологический - в коллективе создаётся благоприятный климат, атмосферадемократизма, сотрудничества и взаимного уважения прав и свобод друг друга.
Цель деятельности СОВЕТА ШКОЛЫ Содействие становлениюправового демократическогообщеобразовательного учреждения,обеспечивающего реализациюосновных общеобразовательныхпотребностей и интересов учащихся,их родителей и педагогов, с учётоминтересов государства и запросовобщества.
Основные задачи Совета Школы: 1.Демократизация управления.2.Координация деятельности всех школьных коллективов, их органов самоуправления.3.Создание благоприятных условий (правовых, организационных, материальных, психологических) для учёбы, труда, отдыха учащихся и работников школы.4.Защита законных прав и интересов членов школьного коллектива.5.Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса.6.Содействие усилению здоровья и физического развития школьников, их безопасности.
Организация работы СОВЕТА ШКОЛЫ Совет школы избирается на общешкольной конференцииучастников общеобразовательного процесса на 2 года Члены СоветаШколы собираются на заседания 1 раз в два месяца .Междузаседаниями Совета работает 5 секций:учебная, культурно-оздоровительная, информационная, финансово-юридическая и секция благоустройства и дизайна.
Организация работы СОВЕТА ШКОЛЫ Каждая секция выполняет большойобъём работы по различнымнаправлениям работы школы.Рассмотрены и обсуждены отчётыо работе школьного психолога,социального педагога, главногобухгалтера- о расходованииденежных средств- добровольных родительских взносах, о работе школьной столовой заведующей школьной столовой. Проведены заседания Совета школы с приглашением председателей классныхродительских комитетов. За период с 2006 по 2008 год СОВЕТОМ ШКОЛЫ были рассмотрены и решены вопросы по следующим направлениям:
Направления работы СОВЕТА ШКОЛЫ
Безопасность жизнедеятельностиучастников учебного процесса 1.Решение вопросов пожарной безопасности( взаимодействие с ГПС по вопросам установкипожарной сигнализации, проведение плановыхпроверок ).2.Оформление стендов по правилам и нормампожарной безопасности.3.Организация и проведение занятий по вопросамбезопасности жизнедеятельности всех членовколлектива.4.Разработка и утверждение текста « Правил поведения для учащихся» и « Положение ошкольной форме».5.Решение проблем внешней и внутренней охранышколы( заключение договоров на охрану,организация дежурства родителей и учеников.)6. Решение проблем освещения пришкольнойтерритории ( разработка текста официальногоОбращения в администрацию города и к депутатуЗаконодательного Собрания Тверской области.)
Информация 1.Разработка и утверждение « Положения о школьном пресс-центре».2.Работа информационного сектора по взаимодействию со средствамимассовой информации и размещению информационных материалов.3.Тематическое оформление, разработка информационно-тематическихстендов для коридоров и классных кабинетов, музея боевой славы и музеяистории школы. 4.Принятие решения о выделении денежных средств на развитие школьныхмузеев.5. Эстетическое оформление коридоров и рекреаций школы(приобретениекашпо, цветов, картин, рамок и т. д.).6.Вопрсы работы школьной библиотеки ( закупка методической, учебной ихудожественной литературы).
Учебный процесс 1.Разработка и утверждение Устава школы и « Программы развития школы на 2007-2012 года.»2.Утверждение «Положения о комитете дисциплины и порядка», « Положениео школьном парламенте».3.Рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на конкурс « ЛучшийУчитель образовательного учреждения».4.Принятие решения о заключении договора с высшими учебнымизаведениями по программе « Школа-ВУЗ» ( МЭСИ, ТГМА).5.Рассмотрение вопроса организации и открытия на базе школы платнойсекции по футболу.6.Рассмотрение « Положения о распределении стимулирующей части фондаоплаты труда работников образовательных учреждений».
Хозяйственная деятельность 1.Решение проблем работы школьной столовой ( ремонт, покупка нового титана, столовых приборов, холодильной установки).2.Организация бесплатного питания школьников 1-4 классов.3.Разработка письма- обращения к администрации города с просьбой овыделении материальной помощи школе на ремонт крыши, покраскиполов, стен, ремонт туалетов, восстановления отмостки вокруг зданияшколы.4.Приобретение призов, канцтоваров и игрушек для группы продлённогодня .5. Рассмотрение проблемных вопросов, связанных с работой школьногостоматологического кабинета. Проведение переговоров с руководствомГородской стоматологической поликлиникой по согласованию норм итребований к работе школьного стоматологического кабинета.6. Организация школьных субботников и трудовых десантов.
Культурно-оздоровительное направление 1.Разработка и утверждение «Положения оХудожественном совете», « Положенияо комитете по физической культуре и спорту».2.Выделение средств на приобретениеспортивного инвентаря для внеклассныхмероприятий по физкультуре, спортивнойформы для участия в городских и областныхсоревнованиях, туристических слётах.3.Организация покупки новых инструментов,микрофонов, усилителя, цветомузыкальнойустановки для проведения школьных праздников.4.Принятие решения о приобретении новыхконцертных костюмов для танцевальной группы.5. Организация работы зимнего ледового катка настадионе школы.
Оценка деятельности СОВЕТА ШКОЛЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ1.Совет Школы действует и вносит свой вклад как субъект государственно-общественного управления, всовершенствование образовательногопроцесса в школе.2. Возросла роль Совета в жизнедеятельностишколы и его влияние на процессыпроисходящие в ней, решаются важные дляшколы проблемы.3.Общественность знает о существовании идеятельности Совета, его авторитет неуклоннорастёт.4.Повышается гражданская активностьвсех участников образовательного процесса и их ответственность за происходящее вокруг. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ1.Школа не боится делегировать своиполномочия всем субъектамобразовательного процесса, но родители,учащиеся не всегда готовы их принять исамостоятельно решать проблемы школы.2.Основная часть участниковобразовательного процесса безынициативна,инертна и пассивна, смотрит на жизнь синдивидуалистических позиций.3.Высокие нагрузки и требования для поступления в ВУЗ заставляют старшеклассников меньше уделять времени общественной работе, несмотря на их заинтересованность и желание.
Заключение Несомненно необходимо и дальше развивать системугосударственно- общественного управления в образовании,уделять больше внимания патриотическому воспитаниюшкольников, школьному ученическому самоуправлению,повернуться лицом к нормам коллективизма,тем самым мы будем способствовать появлению гражданинаправового государства, способного взять на себя грузответственности за своё будущее, будущее детей и будущеевсего общества.