Современный урок: каков он? Отбор содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному контингенту детей.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
Этапы организации современного урока: 1. Начало подготовки к уроку 2. Определение целей урока3. Уточнение типа урока.4. Уточнение вида урока5. Выбор методов и приёмов.6. Планирование учебного материала урока.
Начало подготовки к уроку - Чётко определить для себя и сформулировать его тему; - Определить место темы в учебном курсе; - Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; - Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована вдальнейшем. - Продумать оборудование урока, использование наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала.
Начало урока Доброжелательный настрой учителя и уч-ся “Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)” Рапортичка (определение отсутствующих) Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.
Кто не видит конечной цели -очень удивляется, придя не туда. Марк Твен
Определение целей урока ОбучающихРазвивающихВоспитывающих
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.· Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; · Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме); · Отработать навыки (какие?); · Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.· Воспитание патриотизма;· Воспитание интернационализма;· Воспитание гуманности;· Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;· Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;· Воспитание дисциплинированности;
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления); познавательных умений; общетрудовых и политехнических умений; воли; самостоятельности.
3. Уточнение типа урока. Урок изучения нового материала;Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;Урок формирования умений и навыков;Урок повторения;Урок проверки знаний;Урок применения знаний, умений и навыков;Повторительно-обобщающий урок;Комбинированный урок.
Из опыта работы учителей
4. Уточнение вида урока Урок- лекция; урок-беседа; кино-урок;Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);Урок лабораторных работ;Урок практических работ;Конкурс знаний, умений и творчества
4. Уточнение вида урока Урок - экскурсия;Урок - семинар;Дидактическая игра;Анализ ситуаций;Устный опрос;Письменный опрос;Контрольная работа;Зачет.Урок - поиск;Проектный урок ;Урок - экспедиция ;Урок без учителя ;Стихотворно - музыкальный урок ;Урок взаимообучения ;Урок - пресс-конференция ;Проблемно-обучающий зачет .
Выбор методов и приёмов. Репродуктивный (воспроизводящий) лекция, рассказ, беседа, наблюдение, диалог.Программированный (частично-поисковый) пресс-конференция, работа с книгой, сюжетно-ролевая игра, работа технологическими картами
Выбор методов и приёмов. Проблемный (исследовательский) диагностика, проведение опыта, решение задач, практикум, анализ текстов, конструирование, сборка схем, Что7 Где? Когда?Проектный (творческий) проект, чертеж, рисунок, мое открытие, реферат
Отбор содержания урока Подобрать по теме литературу.Подобрать учебные задания.Подготовить оборудование, необходимое к уроку.Продумать изюминку урока.Продумать контроль за деятельностью учащихся. Продумать все этапы и их место в структуре урока.
Продумать изюминку урока интересный факт; неожиданное открытие; красивый опыт; нестандартный подход к уже известному.
Совершенствование традиционных методов обучения при использование ИКТ
Существует такая формула: Т-П-П-ПТрудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное должно быть приятным(будь зарядка, выстраивание отношений, любая инновация и многое другое)
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А. Дистервег