Современный урок в начальной школе Великая цель образования - это не знания, а действия Г.Спенсер
Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учительруководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал К.Д. Ушинский
Стратегической целью РО является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею – значит, не знаю». Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью (Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996)
Урок – своеобразное зеркало, вкотором можно увидеть системуобучения: цели содержание методы формы
Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова Метод - решение детьми системы учебных задач в процессе деятельностиОсобенности обучения:усвоение знаний от общего к частномувоспроизведение знаний в особых предметных, графических или буквенных моделяхконкретизация изучаемого объекта в системе частных знаний о нем
Ориентиры педагогической деятельности в начальной школе
Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова
Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова: 2класс. Эксперимент
Начальная школа ХХ1 века Задача – формирование основныхкомпонентов учебной деятельности Позиция ученика -зачем я учусь? -что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу? - каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю? - каковы мои успехи и что у меня не получается?
Структура урока по формированию новых знаний Оживление опыта детей (постановкa учебной проблемы)Организация исследовательской деятельности (учебный диалог)Закрепление полученных знаний (выполнение заданий в рабочих тетрадях, игра, логические задачи)«Минутка» самоконтроля и самооценкиДомашнее задание
Современные подходы в обучении Поисково – исследовательская деятельность детей ( рубрики учебника: «Выскажи предположение», «Выскажи свое мнение»Творческая деятельность ( ролевая игра, задания на воображение и др.)Индивидуальный подход ( «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир»Дифференциация ( коррекционно-развивающие рабочие тетради)Контролирующая и оценочная деятельность школьников ( «Проверь себя», «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки»)
Тема «Ты и здоровье»УМК «Начальная школа XXI века» Дидактическая игра «Накроем стол для обеда»Составление меню школьникаСюжетно-ролевая игра «Любимые кушанья Трех Толстяков и Карлсона»Практическое задание «Декоративная нарезка овощей для украшения винегрета»
Почему сложно достичь новых результатов с прежними учебниками? Традиционный учебник Развивающий учебникПередача готовых знанийОбъясняет все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знанияРепродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслейРазвитие умений по применению знаний Дает возможность для самостоятельного открытия нового знания ученикамиПродуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки
ОМ, 3 класс, «Начальная школа XXI века» Когда возникло земледелие Выскажи предположениеПрочитай отрывок из летописи.Постарайся «перевести» его на современный язык. Выскажи свое мнение; чем занимались жители этого места? Зависел ли их труд от природного окружения?«Место пренарочито и красно вельми, и скотопажитно, и пчелисто, и всякими земными семенами родимо, и овощами преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много» Сосчитай, сколько хлеба пропадет зря за один год, если в день семья выбросит лишь один кусочек весом в 100г.
Совместная деятельность Позитивная связь единой общей цельюЛичностное взаимодействиеИндивидуальная ответственностьНавыки общенияСовместная оценка хода работы
Психологическая структура урока Межличностный контактВключение ребенка в конкретную учебную деятельность«Зацепка» Организация учебных действий детейПауза перед решениемНахождение нового способа решения задачи, построение модели (кульминация)Деловое обсуждение продвижения вперед отдельных учащихся, всего класса
Знания, не подкрепленные телесным опытом или чувственным впечатлением, не усваиваются. В коре головного мозга формируются центры нейтрализации этой информации И.П. Павлов
Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большим художником В.В. Давыдов
Ошибаться и усовершенствовать суждения свои сродно мыслящему созданию, и признание в этом требует от него душевной силыА.С. Пушкин
Типы современных уроков окружающего мира урок – наблюдениеурок – поиск урок – дискуссия (учебный диалог/полилог)урок – практикумурок – играурок творчества методические приемы активизации познавательного интереса школьников (логические и творческие задачи, игры)