Современный образовательный процесс в начальной школев контексте стандарта второго поколения Воронцов Алексей Борисович,кандидат педагогических наук,г. Москва
Качественно новая личностно-ориентированная развивающая модель массовой начальной школы Приоритеты:1) формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения;2) установление межпредметных связей, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся; 3) приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. 4) деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Портрет выпускника НШ осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
Портрет выпускника НШ видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; готовность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;вступать в учебное общение, участвовать в дискуссиях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата).
Пример: результаты мониторинга МО РФ в рамках эксперимента мо модернизации (2 класс) 1 заданиеНайдите отрезок длиной 4 см2 заданиеОпределите длину данного отрезка
Вариант типовой итоговой контрольной работы (по материалам газеты «Первое сентября», 2005) Задание 1. Реши задачу.Незнайка и Кнопочка решили позагорать у реки. Они одновременно отправились из своих домиков. Кнопочка пошла пешком и каждые 4 минуты проходила 12 м, а Незнайка поехал на велосипеде со скоростью в 3 раза больше скорости Кнопочки. У реки они оказались одновременно через 8 минут. На каком расстоянии друг от друга находятся домики друзей?Задание 2. Найди корни уравнений и сделай проверку.5х – 4х + 7 = 108х – 3 = 5х + 6Задание 3. а) Найди периметр треугольника, стороны которого равны 8 см, 6 см, 5 см.б) Построй треугольник со сторонами такой длины.в) Запиши длины сторон двух других треугольников с таким же периметром.Задание 4. Выполни действия.181 т 6 ц х 3236 м 27 см + 12 м 85 см36 мин 20 с – 2 мин 28 с38 м2 1024 см2 : 756
Гипотеза о содержании и построении переходов в школе Психологическое основание – культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского, развитие этой теории Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиковым
Изменения в структуре и содержании школьного образования На каждой ступени образования целесообразно выделить два этапа: решения учебных задач (стабильный) и рефлексивный (переходный) этапы;Выделение двух этапов в построении ступени образования автоматически должно увеличить начальную школу до пятого класса, основную школу до 10 класса; Переходный этап в образовательном процессе школы должен строиться особым образом, имея три аспекта рассмотрения: через рефлексию предыдущего учебного опыта (опробование открытых способов действий и средств (инструментов) в новых ситуациях); через особые формы и способы организации учебной деятельности, характерные именно для переходов и через зарождение новых форм и способов учебной работы, которые будут разворачиваться только на следующем (подростковом) этапе образования.
«…Этот возрастной интервал – воистину «ничья земля» в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8 – 9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13 – 15-летнего возраста – сердцевины отрочества» (Г.А. Цукерман)
Психолого – педагогические особенности кризиса 10-12 лет «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, есть особая форма самосознания. Проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел;Стремление экспериментировать со своими возможностями –самая яркая характеристика младшего подростка.
Гипотеза о трех фазах воспитания субъекта учебной деятельности Основание гипотезы - классическое представление Л.С. Выготского об интериоризации высших психологических функций:от интерпсихического (совместно-распределенного действия) (этап формирования коллективного субъекта учебной деятельности) через экстрапсихическое (внутренний диалог с вынесенными вовне элементами коммуникации, по типу эгоцентрической речи) (переход от МЫ к Я вместе с другими) к интрапсихическому (развертывающемуся полностью во внутреннем диалоге) – (этап культурного собеседника)ВЫВОД:10-12 лет - фаза обособления ученика как субъекта учебной деятельности внутри учебной общности.
Деятельностный подход в образовании
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей Д.ПойаЗнания, даваемые насильно, душат разум А.ФрансДумать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете И.Гете
Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. КонфуцийНельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей
«Делай как я…»
Современная технология обучения
Требование к образовательной программе обучения К содержанию: деятельность индивидуальность целостность модульностьК реализации: «продуктность» интерактивность презентационность конвертируемостьК аттестации: наличие «продукта» социальная и личностная значимость адекватность программе (требованиям)
Разработка критериальной базысистемы оценки качества образовательного процесса через «призму» ученика:- Мотивы и учебно-познавательный интерес;Время на выполнение домашнего задания;Время на самостоятельное изучение учебного материала;Развитие самооценки и самоконтроля (самооценка своих учебных возможностей и уровня знаний)Через «призму» учителя:Время на подготовку к урокам;Наличие и качество рабочей программы;Формы организации ОП (их кол-во на единицу времени)Наличие современных образовательных технологий и их эффективность;Количество времени на изучение учебного предмета в форме урока
Разработка критериальной базысистемы оценки качества образовательного процесса Через «призму» родителей:- время, затрачиваемое родителями, на домашние уроки детей;наличие полной (неполной) информации об образовательном процессе от ребенка;самочувствие ребенка после школы (утомляемость, раздражительность и т.п);принятие идеологии и технологии организации обучения в школе;Через «призму» работы администрации:реализация образовательной программы школы;уровень самостоятельности педагогов и наличие внутреннего аудита в школе;подход к составлению расписания учебных занятий;
Группа показателей деятельности учителя в школедля оценки его труда 1 группа – обеспечение нового качества образования1.1. Оценка рабочей образовательной программы учителя как основного документа с помощью которого учитель строит свою работы с детьми:- ориентация предметного содержания (на способы действия или на сумму знаний);- эффективность обучения (минимизация затрат времени детей) за счет использования современных образовательных, в том числе информационных технологий;- доступность обучения (учения) за счет разнообразных форм, в том числе дистанционного сопровождения образовательного процесса;- наличие в программе других (каких?) видов деятельности учащихся (помимо учебной);- наличие в программе внутреннего мониторинга (аудита) учителя (по каким параметрам) и его работоспособность.
1.2. Оценка дидактического и материально-технического оснащения образовательного процесса: - эффективность использования материально-технического оборудования школы в образовании детей класса; - наработка собственного дидактического аппарата для построения работы с детьми (использование уже существующего, его оптимизация); - организационно-информационное обеспечение образовательного процесса.1.3 Оценка самообразования и повышение квалификации учителя- участие учителей в школьных педагогических проектах (работа на кафедре, в методическом объединение, творческой группе) и его результаты (методические материалы; публикации);- участие в конференциях, конкурсах, проектах за пределами школы и его результаты (методические материалы, публикации);- повышение квалификации учителя в рамках Образовательной программы школы.
2 группа – результативность обучения детей 2.1. Система контроля и оценки работы учителя за деятельностью учащихся2.2. Наличие положительной динамики в обучении за определенный промежуток времени за счет наличие замеров на старте и выходе отрезка времени (не менее года);2.3. Наличие многомерности оценки результатов образования детей:- учебных достижений (что имеется ввиду: ЗУНы, общие способы предметных действий и способы их оценивания);- компетентности и способы их измерения и оценивания;- социальный опыт и способы его оценивания.2.4. Участие детей учителя в конкурсах, олимпиадах, других проектах (%)
4 группа - оценка учителя другими субъектами образовательного процесса и гражданскими институтами 4.1. Оценка деятельности учителя детьми, родителями, другими педагогами через анкетирование;4.2. Оценка деятельности учителя в СМИ, гражданскими институтами.