Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика. План: 1. Историческая ситуация. 2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность. 3. Литературно-художественные направления. 4. Проза. 5. Драматургия. 6. Поэзия.
В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при нали-чии ужаснейших условий прекрасную литературу, уди-вительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок. М. Горький
1. Историческая ситуация. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.
Крестьян «освобождали» в России сами по-мещики, помещичье правительство самодержав-ного царя и его чиновники. И эти «освободите-ли» так повели дело, что крестьяне вышли на «свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же поме-щикам и их ставленникам.
2. Общественные течения, журнальная и издательская деятельность. « У нас все чего-то ждут . Между тем ни в чем почти нет нравственного соглашения; все разбилось и разби-вается, и даже не на кучки, а уж на единицы ». Ф.М. Достоевский, 1876 год
Общественные течения Россия должна пойти по западноевропейскому пу-ти развития. Активно выступали за ликвидацию крепостничества Выступали с обоснова-нием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западно-европейского. Решительное отрицание господствующей идео-логии, морали, норм жизненного поведения. Россия должна идти по соци-алистическому пути развития, минуя капитализм через сохра-нение, использование и преоб-разование коллективистских начал сельской общины.
Журналы Русскую литературу называют «журнальной».
3. Литературно-художественные направления. Реализм направление, стремящееся к изображению действительности. Натурализм точное, беспрестрастное научное воссоздание действительности. Импрессионизм воссоздает не саму действитель- ность, а впечатление, которое она производит на человека. Символизм все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
4. Проза. Ведущий жанр – Р О М А Н. глубокий психологизм, гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем, высокий уровень литературного языка.
5. Драматургия. А.В.Сухово- Кобылин А.К.Толстой А.Н.Островский А.П.Чехов
6. Поэзия. НАПРАВЛЕНИЯ: пушкинское гоголевское «чистое» искусство реалистическое демократическое искусство
Литературная борьба «Современник» «Библиотека для чтения» «Русское слово» «Русский вестник» «Отечественные записки»
«Современник» 1836 г. – основан А.С. Пушкиным 1838 г. – переходит в руки П.А. Плетнева.
«Современник» В 1847 году журнал взяли в аренду И.И.Панаев и Н.А Некрасов.
«Современник» В.Г. Белинский – руководитель критического отдела
«Современник» Журнал наш идёт отлично… Думаю, что много в этом «Совре-менник» обязан Черны-шевскому. Н.А.Некрасов
«Современник» 1860 г. – раскол в редакции «Современник» Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856 1860 г. - статья «Когда же придет настоящий день?» Н.А. Добролюбова о романе И.С.Тургенева «Накануне»
«Современник» 15 июня 1862 г. – закрытие на 8 месяцев. Я даю вам совет – очистить свой журнал от таких сотрудников, как Добролюбов и Чернышевский, и всей их шайки. Начальник корпуса жандармов Тимашев Чернышевского с братьями и «Современником» уничтожьте. Это враг опасный, опаснее Герцена. Анонимный доносчик В июле 1862 был арестован и разме-щён под стражей в Петропавловской крепости по обвинению в составле-нии прокламаций «Барским крестья-нам от доброжелателей поклон»
«Современник» 1863 г. – «Что делать?» Н.Г. Чернышевского 1866 г. – «Железная дорога» Н.А. Некрасова
«Современник» 1866 г. – закрытие «Современника» Тот, кто не жил тогда в Петербурге и не принадлежал к литературным кругам… не может представить той паники, которая здесь происходила. Всякий литератор, не принадлежавший к направлению Каткова٭… считал себя обречённою жертвою и был уверен, что его не-пременно, потому только, что он литератор, аресту-ют… Сотрудники «Современника», на который Катков смотрел как на очаг и притон всяких зловредных уче-ний, тем более были уверены в неизбежности такой участи для себя. Г.З. Елисеев
«Русское слово» Ежемесячный журнал, издававшийся в 1859—66 в Петербурге. Основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко. Вначале — малопопулярный «литера-турно-учёный журнал» умеренно либерального направления. Во 2-й половине 1860 образовалась новая редакция во главе с Г. Е. Благосветловым; ведущими сотруд-никами стали Д. И. Писарев, В. А. Зайцев, Н. В. Шелгунов, Д. Д. Минаев, А. К. Шеллер-Михайлов, Н. В. Соколов. Направление обновленного ««Русское слово» (журнал)» определяли преимущественно его литературная критика и публицистика, прежде всего — деятельность Д.И. Писарева. По важнейшим общеполитическим вопросам журнал разделял революционно-демократическую линию «Современника» (обличе- ние самодержавия, крепостничества и капиталистических порядков, проповедь идеи утопического крестьянского социализма). Критика ««Русское слово» (журнал)» вы-ступала за реалистическое, «неподкрашенное» изображение народной жизни, верно оценивала талант И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского, В. А. Слепцо-ва. Однако при анализе творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. журнал допускал ошибки, вызванные утилитарным взглядом на искусство. Журнал подвер-гался преследованиям правительства; дважды его издание приостанавливалось, затем он был запрещен.
«Отечественные записки» Журнал был основан исто-риком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнял-ся статьями на темы исто-рии, географии, быта и нра-вов России. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Сви-ньиным и с января 1839 пере-дан А. А. Краевскому. Краевс-кий преобразовал «Отечест-венные записки» в ежемесяч-ный журнал учёно-литерату-рный и политический боль-шого объёма (до 40 печатных листов).
«Отечественные записки» С 1868 фактическим руководителем журнала стал Н. А. Некрасов, Краевский же оставался официальным редактором журнала и со-хранял некоторые имущественные права. К руководству журна-лом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина и Г. З. Елисеева (публицистика).
«Отечественные записки» После смерти Некрасова руководителем «Отечественных запи-сок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую ли-нию «Современника», носил народнический характер. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом - сотрудника журнала.
«Библиотека для чтения» и «Русский вестник» В Москве (1856—1887) и Санкт-Петербурге (1887—1906).
Сатирическая журналистика Не льстивый бард, не громкий лирик, Не оды сладеньких певцов, А вдохновенный злой сатирик – Поток правдивых горьких слов Нужны России… Н.А.Добролюбов