Драма «Гроза» А.Н.Островский
Урок литературы 10 класс«Катерина в борьбе за свои человеческие права» Учитель- Малицкая И.Г. МОУ «Дружбинская СОШ» Оренбургская область Соль-Илецкий район 2010 год
Раскрыть значение образа Катерины в драме А.Н.Островского Гроза Проанализировать эпизоды, раскрывающие характер героини Подготовиться к творческой работе по образу Катерины
«Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов
Кабаниха
I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1.Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок.... 3.Относительная свобода. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.
Жизнь Катерины в доме Кабановой. Жестокое отношение Кабанихи. Постоянный духовный бунт. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Осознание своей обреченности. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
Основные черты характера: Честность, непосредственность. Моральная чистота. Решительность, мужество. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. Поэтичность натуры. Незаурядный ум. Доброта, бескорыстие,
Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров
Домашнее задание Страницы учебника. Сжатый пересказ. Задание по карточкам. Пьеса «Бесприданница». Индивидуальное задание: составить тест по содержанию пьесы «Бесприданница» (10 вопросов).
Спасибо за работу! Еще раз повторите все, и хорошенько подготовьтесь к творческой работе.