Тарас Шевченко и русская культура 2-й половины ХІХ – начала ХХ столетия: портрет эпохи. Камерно-вокальные произведения М.П. Мусоргского, П. И. Чайковского и С.В. Рахманинова на слова Т.Г. Шевченко. Творческая работа ученицы 7 класса Дебальцевской школы искусств Рапцун Ольги. Преподаватель – Панасенко И.А. г. Дебальцево 2014
И мертвым, и живым, и неродженным землякам моим, в Украине и не в Украине мое дружественное послание
Сближение Тараса Шевченко с революционно-демократическими деятелями Петербурга – Чернышевским, Добролюбовым, Некрасовым, Салтыковым- Щедриным. Активное участие в художественной и общественной жизни столицы .
Тарас Шевченко – один з наиболее значимых и авторитетных деятелей в демократических кругах петербуржской интеллигенции в 60-е гг ХІХ ст. Он был знаком с многими выдающимися деятелями культуры того времени: М. И. Глинкой, С. С. Гулаком-Артемовским, А.С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, М. П. Мусоргским, И. Петровым и др. М. А. Балакирев М.И. Глинка С.С. Гулак-Артемовский
«Светлый образ Тараса Григорьевича, с его самоотверженной любовью к народу, к своей родине, которые свято сохранил чувства под бесконечным гнетом всяких моральных униженний, не мог не вызывать к себе горячего сочувствия людей... Этим и объясняется то огромное влияние Шевченко в кругах тодашней молодежи.» - писал в письме художник и скульптор М. И. Микешин, автор памятника «Тысячелетие России».
Вдохновенная, искренняя, исполненная сердечного тепла и любви к людям поэзия Т. Шевченко привлекла внимание выдаюшихся русских композиторов. М. П. Мусоргский П. И. Чайковский С.В. Рахманинов
Революционный пафос поэмы «Гайдамаки», политическая злободневность, прославление могучих сил народа привлекли внимание передовой русской общественности, вдохновили композитора Модеста Мусоргского на создание двух романсов – «Гопак» и «На Днепре».
Любовь к простым людям, сочувствие к судьбе крестьян, ненависть к крепостничеству объединяло двух выдающихся деятелей искусства 19 в. - Тараса Шевченко и Модеста Мусоргского.
Романс «Гопак». Образ могучей всепобеждающей народной силы раскрыт через песенно-танцевальную стихию. Мусоргский трактует стихотворение «Ой, гоп, гопака» как драматический монолог крестьянки, которая пытается забыть свое горе в танцах и в вине. Особенности романса: литературно-поэтический текст, вокальная партия, фортепианное сопровождение, ритмические особенности, структура.
Сюжет, особенности мелодии, использование украинской народной песни «Чайка» Две редакции романса «На Днепре» . Вторая редакция – 1879 г. Романс «На Днепре» написан на текст шестого раздела поэмы «Гайдамаки».
Живое, вдохновенное творчество Шевченко сподвигило П.И. Чайковского на создание двух оригинальных произведений для голоса и фортепиано – романса «Вечер» и дуэта «В огороде возле броду».
«Вечер» – в переводе Л. Мея – красочная картина украинской природы и быта крестьян. Вокальные произведения Чайковского на слова Шевченко - образцы окрыленной, приподнятой и благородной пейзажной лирики. Дуэт «В огороде возле броду» (в переводе И. Суркова) посвящен любимой племяннице композитора, Т.Л. Давыдовой. Дуэт написан летом 1880 г., во время пребывания композитора в г. Каменке.
Романсы-монологи С.В. Рахманинова «Полюбила я на печаль свою», «Дума», «Я опять одинок» - воплощение горьких раздумий о человеческих судьбах.
Романс «Полюбила я на печаль свою» написан в характере народной песни. Особенности романса : Романс «Дума» написан в характере свободного монолога. Содержание романса : отображение трагической судьбы человека в условиях крепостничества. Романсы С.В. Рахманинова на стихи Шевченко в переводе А. Плещеева. - куплетно-вариационная форма, - интонационная близость к плачам и причинаниям
Романс «Я опять одинок» в свободном переводе И. Бунина раскрывает глубокие личные чувства одиночества и тяжелой печали. Жанр произведения – драматический монолог.
Шевченко – выразитель идей целой эпохи, бесспорный авторитет в кругах молодежи и передовой интеллигенции. Шевченко и Мусоргский. Социальные темы. Изображение тяжелой жизни народа, народного бунта, изобличение несправедливости. Шевченко и Чайковский. Пейзажная лирика. Красота украинской природы. Шевченко и Рахманинов. Романсы-монологи, раздумья и переживания о трагической судьбе человека.
Чрезвычайное влияние личности и творчества Тараса Шевченко на молодежь и демократическую интеллигенцию во второй половине ХІХ в. Автор бессмертного «Кобзаря» - бесспорный борец за интересы простого народа, выразитель идей целой эпохи, нескольких поколений. Памятник Т.Шевченко в г.Минске
Библиография и ресурсы Интернета: 1. Белинский В. Собрание сочинений. В 9 томах. Т 5. Статьи, рецензии и заметки. Апрель 1842 – ноябрь 1843.: М., Художественная литература. – 1979. 2. Добролюбов М. Литературная критика.: М., ГИХЛ. – 1961. 3. Стасов. В. Избранные статьи о М. П. Мусоргском.: М.. Музгиз. – 1952. 4. Майбурова К. Романсы Чайковского и Рахманинова на слова Шевченко. – в сб. «Шевченко и музыка»: К., Мистецтво. – 1966. 5. Ефремова Л. Мусоргский и Шевченко. – в сю. «Шевченко и музыка»: К., Мистецтво. – 1966. 6. Шевченко Т. Кобзар.: К., Дніпро. – 1976. 7.http://images.yandex.ua/yandsearch?text 8. https://vk.com/event35445458 9. http://vospitatel.ucoz.ua/load/taras_shevchenko_i_muzyka/4-1-0-106 10.http://vpleer.ru/music/
Дополнения. Варианты первого слайда
Тарас Шевченко и русска я культура 2-й половины 19 - начала 20 столетия: портрет эпохи. Камерно-вокальные произведения М.П. Мусоргского, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова на слова Т.Г. Шевченко. Творческая работа ученицы 7 класса Дебальцевской школи исусств Рапцун Ольги. Преподаватель – Панасенко И. А. г. Дебальцево 2014
Тарас Шевченко и русска я культура 2-ї половины 19 – начала 20 столетия: портрет эпохи. Камерно-вокальные произведения М.П.Мусоргского, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова на слова Т.Г. Шевченко. Творческая работа ученицы 7 класса Дебальцевской школы искусств Рапцун Ольги. Преподаватель – Панасенко И. А. г. Дебальцево, 2014