Культура Мезоамерики Культура ацтеков
Культура ацтеков Ацтеки стали прямыми наследниками древней идеологии, зародившейся в Теотиуакане, где находятся истоки культуры науатль, полученной через тольтеков
Культура ацтеков Столицей ацтекской империи стал Теночтитлан Он располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак) Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи
Культура ацтеков Сама долина, в которой находилось озеро Тескоко, представляет собой обширную овальную выемку 112 километров длины и 64 километров ширины В южной её части находится столица страны Мексики - город Мехико, построенный в XVI веке испанскими конкистадорами на развалинах ацтекского Теночтитлана
Теночтитлан – мегаполис ацтеков Ко времени испанского завоевания этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени Например, в Лондоне (в то время) проживало более чем в 4 раза меньшее количество людей Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением (а по оценкам некоторых специалистов - 250 тысяч) Площадь города по некоторым оценкам достигала 12 км
Культура ацтеков В 1325 году племя мешиков (или теночков), известное в дальнейшем под именем ацтеки, основало на острове город, названный в честь вождя Теноча, приведшего их сюда
Культура ацтеков Согласно легенде, бог Уитцилопочтли велел обосноваться теночкам (мешикам) там, где они увидят орла сидящего на кактусе со змеёй в когтях В современной Мексике это один из основных символов государства наряду с флагом, этот символ вошёл в государственный герб
Культура ацтеков
Великий Храм Высота храма - 45 метров. Храм строился постепенно - ацтеки каждый раз над прежним сооружением надстраивали новое, тем самым делая его выше и массивнее После завоевания Теночтитлана испанцами, они с религиозным остервенением разрушали все строения, таким образом разрушая неугодную их богу языческую культуру В разрушении испанцы очень преуспели - каменные блоки храма использовались для постройки католического Собора, Великий Храм (точнее то, что от него осталось) был найден лишь в XX столетии
Великий Храм
Великий ХрамСкульптура змеи возле подножия храма
Стена череповЦомпантли
Храм ритуального центра Однажды при строительстве метро, рабочие наткнулись на какие-то каменные блоки Были вызваны археологи, которые раскопали один из храмов ритуального центра Теночтитлана Теперь этот памятник истории является частью ансамбля станции метрополитена Мехико
Ацтекская мифология Основные мотивы ацтекской мифологии - вечная борьба двух начал - света и мрак, солнца и влаги, жизни и смерти - развитие вселенной по определённым этапам или циклам - зависимость человека от воли божеств, олицетворяющих сил природы - необходимость постоянно питать богов- некоторых ежедневно - человеческой кровью, без чего они погибли бы Смерть богов означало бы всемирную катастрофу Это представление обуславливало практику обязательных человеческих жертвоприношений
Ацтекская мифология Ацтекская мифология нашла широкое отражение в изобразительном искусстве и литературе В честь важнейших божеств воздвигались многочисленные храмы (в которых стояли их каменные и деревянные статуи), сочинялись гимны Прозаическая литература, в т.ч. хроники, пронизана мифологическими сюжетами В мифологической оболочке развивались и начала философии
Ацтекская мифология Согласно мифам, вселенная была создана Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе солнца был Тецкатлипока, закончилось истреблением ягуарами гигантов, населявших тогда землю Во второй эре ("Четыре ветер") солнцем стал Кетцалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян Третьим солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром В четвёртой эре ("Четыре вода") солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом солнца Тонатиу должна закончится страшными катаклизмами
Пантеон ацтеков Пантеон ацтеков состоял из множества божеств, которых можно объединить в несколько групп К первой, наиболее древней по своему происхождению, относятся боги стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль, Коатликуэ) Во вторую входят трое великих богов, игравших главную роль в пантеоне: Уитцилопочтли, Тецкатлипока и Кетцалькоатль Следующая объединяет богов звёзд и планет: Тонатиу, бога луны - Метцтли, Мишкоатля, бога планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера - Сенцон-Мимишкоа
Пантеон ацтеков К четвёртой принадлежат боги смерти и преисподней Миктлантекутли, его жена Миктлансиуатль, Тлальтекутли Довольно многочисленны божества опьяняющего напитка октли, изготовляемого из агавы: Майяуэль, Патекатль К последней группе принадлежат боги-творцы: Тлоке Науаке, Ометекутли, Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, - формально возглавлявшие пантеон ацтеков Большинство божеств имело антропоморфный облик Лишь у некоторых имелись офиоморфные (змеевидные) черты
Пантеон ацтеков. Тлалок – бог древнейших времен Тлалок - "Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох
Статуя Коатликуэ
Пантеон ацтеков. Коатликуэ– богиня древнейших времен Коатликуэ - «Она в платье из змей», Коатлантонан – «Наша змеиная мать» Она - мать бога солнца Уитцилопочтли По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды
Фигурки Коатликуэ
Боги ацтеков. Кецалькоатль Кецалькоатль - «Пернатый змей» В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане Он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля
Боги ацтеков Ацтекская мозаичная маска Кетцалькоатля Мехико 15-16 вв. н.э. Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо
Боги ацтеков. Кецалькоатль Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов Жрецов высших санов называли его именем - Кецалькоатль
Боги ацтеков Уицилопочтли - “Колибри юга”, “он с юга”, “колибри левой стороны”, “колибри-левша” Колибри часто выступает как олицетворитель солнца Уитцилопочтли изображался антропоморфно: в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии
Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств Часто Уитцилопочтли изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным лицом, держащим в руках змею и зеркало Ему приносились кровавые человеческие жертвы В честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане
Боги ацтеков Ипальнемоуани - "Тот, кем мы все живём" - верховное божество Тлоке-Науаке - "Тот, кто содержит всё в себе" Тонакатекутли - "Владыка нашего существования", бог, дающий людям пищу Тонакатекутли привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана - самого верхнего (13-ого) неба
Ацтекская мифология Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на 4 части света и центр Над центром господствовал бог огня Шиутекутли Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла Запад имел благоприятное значение, т.к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кетцалькоатля Наконец, север был подвластен богу смерти -Миктлантекутли Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних
Ацтекская мифология Солнце издревле символизировалось у древнемексиканских народов орлом — птицей мощной, гордой, свободолюбивой и кровожадной Каждый день солнце, подобно орлу, совершает свой путь по небу, но и каждую ночь в подземном мире ведет борьбу с силами мрака за право утром появиться на востоке и вновь осветить и согреть мир, все живое своими благодатными лучами Силы же мрака и ночи олицетворялись ягуаром — с его ночным образом жизни и пятнистой шкурой, ассоциирующейся с ночным небом, усеянным звездами
Ацтекская мифология Согласно ацтекской религиозно-идеологической системе представлений, чтобы солнце имело достаточно сил для такой борьбы, его жизнь необходимо поддерживать самой дорогой ценой, какую может заплатить человек, — кровью человеческой. Однако фатальность, трагическая предопределенность судьбы мира сохраняется, так как человечество, даже ценой собственной крови, не в состоянии поддержать мировой порядок, который зависит только от воли и прихоти божественных сил.
Ацтекская мифология Люди, живущие под пятым, современным Солнцем, могут рассчитывать лишь на то, чтобы отдалить мировую катастрофу, которую, согласно особым подсчетам их древних астрономов-астрологов, нужно ждать по истечении каждого 52-летия
Боги ацтеков Статуя Шиутекутли 1325-1521 гг. н.э 111х36 сантиметров Камень По-ацтекски - «владыка года» Бог огня как подземного, так и небесного Здесь он представлен молодым и сильным, одетый в плащ солнечных лучей, одним из определяющих его атрибутов
Боги ацтеков
Боги ацтеков
Ацтекская богиня Луны
Боги ацтеков
Шочипилли Бог цветов, маиса, любви, игр (в мяч в том числе), красоты, песен, танцев и веселья Считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч
Шочипилли - “Владыка цветов” Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, на острый конец которого нанизаны человеческие сердца
Боги ацтеков Нагуаль - дух-покровитель в образе животного или растения У каждого бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до самой смерти Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля - пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное
Камень Солнца 1325-1521 гг. н.э Известен как «календарь ацтеков» На аккуратно обработанном диске, представлены силы Вселенной, выражаемые в пяти последовательно идущих друг за другом эпохах мироздания Каждая из них связана с бесконечным временным циклом, измеренным в сложной календарной системе
Календарь ацтеков Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл
Артефакты ацтеков Корона Монтесумы II Хранится в венском этнографическом музее Сделана из 400 перьев кецаля Крепилась на золотом шлеме, который испанцы переплавили в слиток Получив корону, король Испании Карл отправил её в Вену
Артефакты ацтеков Ацтекская дубина Ацтекские дубины, часто называемые в хрониках мечом, имели широкий верх, сужающийся к рукояти, и лезвия в большом количестве и меньшего размера Имелись также двуручные дубины По словам испанцев, их удар мог раскроить голову лошади
Явившийся ацтекам орел, сидевший на кактусе, был посланцем Солнца, если не само Солнце Явившийся ацтекам орел, сидевший на кактусе, был посланцем Солнца, если не само Солнце Появление Солнца-орла стало этапным в их судьбе Этим событием как бы подтверждался заключенный ранее союз между народом и его племенным богом Уитсилопочтли Ацтеки превращались в «народ Солнца», особый, от деятельности которого зависела судьба ныне существующего мира
Жестокие войны и кровавый ритуал оправдывались этой глобальной целью — напоить, накормить Солнце кровью, с тем чтобы поддержать существование пятого мира (эры) Жестокие войны и кровавый ритуал оправдывались этой глобальной целью — напоить, накормить Солнце кровью, с тем чтобы поддержать существование пятого мира (эры) Такие или приблизительно такие рассуждения жрецов легли в основу военно-религиозной доктрины ацтеков, призванную оправдать практику человеческих жертвоприношений