Древние греки представляли хаос в образе некоей разверстой пасти (“хаос” происходит от слова “зевать”) Древние греки представляли хаос в образе некоей разверстой пасти (“хаос” происходит от слова “зевать”) Из него возникают Гея (земля), Тартар (подземная темница, но одновременно и чудовище), Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь) Двое последних, в свою очередь, порождают День и Эфир Гея произвела на свет Уран (небо) Вместе они населили мир живыми существами
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись. Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Титаны являлись предшественниками олимпийских богов и в этом они сходны с етунами-хримтурсами (скандинавская мифология) и асурами (индийская мифология) Титаны являлись предшественниками олимпийских богов и в этом они сходны с етунами-хримтурсами (скандинавская мифология) и асурами (индийская мифология)
Сдерживать мощного духа не стал уже Зевс, но тотчас же Мужеством сердце его преисполнилось, всю свою силу Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа, Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетели Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя. Сдерживать мощного духа не стал уже Зевс, но тотчас же Мужеством сердце его преисполнилось, всю свою силу Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа, Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетели Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.
Триумф Амфитриты
Акварель показывает счастливый мир морского царства Акварель показывает счастливый мир морского царства На спине дракона едет Амфитрита – супруга самого Посейдона Напротив нее трубит в раковину их сын Тритон, сочетающий в своем облике черты человека, коня и рыбы Между прочим, он сопоставим с такими проявлениями типа Культурного Героя, как Трита индийской мифологии, Траэтаона персидской мифологии, Иван Третий славянского фольклора Вокруг мы видим нимф, нереид и других обитателей моря
От Амфитриты и тяжко гремящего Энносигея Широкомощный, великий Тритон родился, что владеет Глубью морской. Близ отца он владыки и матери милой В доме живет золотом,- ужаснейший бог. От Амфитриты и тяжко гремящего Энносигея Широкомощный, великий Тритон родился, что владеет Глубью морской. Близ отца он владыки и матери милой В доме живет золотом,- ужаснейший бог.
Афина Паллада и Геката Афина (на дальнем плане) - богиня-дева, олицетворяющая силу разума, покровительница героев и Геката - воплощение темных иррациональных сил (ее призывали колдуньи - например Медея), здесь противопоставлены друг другу
Афину и Гекату в то же время можно трактовать как две стороны древнего образа Великой Богини Афину и Гекату в то же время можно трактовать как две стороны древнего образа Великой Богини Эта аналогия подкреплена изобразительной традицией: Геката представлялась состоящей из трех тел, а Афина была увенчана тройным шлемом Рядом с Гекатой изображена Эмпуза - существо загробного мира в образе собакоголового дракона, оборачивавшееся женщиной и губившее героев
Аполлон поражает циклопов Три великих циклопа – Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”) были порождены Геей и Ураном на заре мира вместе со сторукими великанами-гекатонхейрами и титанами
Также Киклопов с душою надменною Гея родила,- Счетом троих, а по имени - Бронта, Стеропа и Арга. Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали. Были во всем остальном на богов они прочих похожи, Но лишь единственный глаз в середине лица находился: Вот потому-то они и звались "Круглоглазы", "Киклопы", Что на лице по единому круглому глазу имели. А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.
Циклопы стали служить Зевсу и ковали молнии Циклопы стали служить Зевсу и ковали молнии Но вот Асклепий (бог врачевания) начал возвращать умерших к жизни, и Зевс, дабы не нарушился естественный порядок вещей, поразил его Отцом Асклепия был могущественный бог Аполлон Не будучи в состоянии отомстить Зевсу (к тому же своему собственному отцу), Аполлон расстрелял из лука циклопов, выковавших роковую молнию В греческих мифах действовали также низшие циклопы, злобные людоеды Один из таких монстров (Полифем) был побежден Одиссеем
Гермес и Аргус Гермес является греческим выражением типа Культурного Героя (так же как Геракл) Но, в отличие от Геракла, он олицетворяет функции хранителя тайных знаний и посредника между мирами
Образу Гермеса есть аналогичные в мифологиях других народов: этрусский Турмс, римский Меркурий, кельтский Луг, скандинавский Один (но последние два наделены и “героическим” началом) Образу Гермеса есть аналогичные в мифологиях других народов: этрусский Турмс, римский Меркурий, кельтский Луг, скандинавский Один (но последние два наделены и “героическим” началом) Однако и Гермесу принадлежит славный подвиг – освобождение возлюбленной Зевса Ио (превращенной в корову) от приставленного ревнивой супругой Зевса стоглазого великана Аргуса Гермес усыпил великана при помощи жезла-кадуцея и отрубил ему голову Атрибуты Гермеса – крылатые шлем и сандалии и упомянутый кадуцей На дальнем плане показан отец бога – Зевс
Согласно греческой мифологии на крайнем западе находился остров, где жили крылатые геспериды – дочери Ночи Согласно греческой мифологии на крайнем западе находился остров, где жили крылатые геспериды – дочери Ночи Их было 4 и они охраняли яблоки вечной молодости Помогал в этом гесперидам дракон Ладон, которого по одному преданию убил Геракл Другой вариант мифа рассказывает, однако, что яблоки для Геракла добыл титан Атлант, обычно поддерживавший небесный свод
Держит Атлант, принужденный к тому неизбежностью мощной, На голове и руках неустанных широкое небо Там, где граница земли, где певицы живут Геспериды. Ибо такую судьбу ниспослал ему Зевс - промыслитель. Держит Атлант, принужденный к тому неизбежностью мощной, На голове и руках неустанных широкое небо Там, где граница земли, где певицы живут Геспериды. Ибо такую судьбу ниспослал ему Зевс - промыслитель.
Мотив волшебных яблок широко распространен в индоевропейских мифологиях: Яблоневый Эмайн морского бога Мананнана (ирландская мифология), яблоки вечной молодости богини Идунн (скандинавская мифология), молодильные яблоки русских сказок Мотив волшебных яблок широко распространен в индоевропейских мифологиях: Яблоневый Эмайн морского бога Мананнана (ирландская мифология), яблоки вечной молодости богини Идунн (скандинавская мифология), молодильные яблоки русских сказок Да и само имя “Аполлон” иногда трактуется как “яблочный человек” Наконец, можно вспомнить и библейский мотив: змей, обернувшийся вокруг древа с яблоком
Потомство Эхидны Главной прародительницей хтонических чудовищ являлась змеедева Эхидна
На картине А. Фанталова изображено потомство Ехидны: Цербер, Лернейская Гидра, Немейский Лев и крылатая Химера (над головой Эхидны) На картине А. Фанталова изображено потомство Ехидны: Цербер, Лернейская Гидра, Немейский Лев и крылатая Химера (над головой Эхидны) Эти монстры доставили немало хлопот греческим героям Льва и Гидру сокрушил Геракл, Химеру победил Беллерофонт Цербер (трехглавый пес со змеиным хвостом) остался охранять Аид Сама же Эхидна погибла от руки стоглазого великана Аргуса На картине изображены его всевидящие очи
Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым, Ни на людей, ни на вечноживущих богов не похожим,- Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим, Наполовину - прекрасной с лица, быстроглазою нимфой, Наполовину - чудовищным змеем, большим, кровожадным, В недрах священной земли залегающим, пестрым и страшным. Есть у нее там пещера внизу глубоко под скалою, И от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье: В славном жилище ей там обитать предназначили боги. Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна, Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах. Кето ж в пещере большой разрешилась чудовищем новым, Ни на людей, ни на вечноживущих богов не похожим,- Неодолимой Ехидной, божественной, с духом могучим, Наполовину - прекрасной с лица, быстроглазою нимфой, Наполовину - чудовищным змеем, большим, кровожадным, В недрах священной земли залегающим, пестрым и страшным. Есть у нее там пещера внизу глубоко под скалою, И от бессмертных богов, и от смертных людей в отдаленье: В славном жилище ей там обитать предназначили боги. Так-то, не зная ни смерти, ни старости, нимфа Ехидна, Гибель несущая, жизнь под землей проводила в Аримах.
Одним из популярнейших греческих мифов является история золотого руна Одним из популярнейших греческих мифов является история золотого руна Оно висело на священном дубе в стране колхов (Западная Грузия) и добыть его было поручено Ясону, который с этой целью организовал знаменитый поход аргонавтов Но несмотря на то, что в походе участвовали все греческие герои того времени, Ясон смог выполнить задачи колхского царя только с помощью его дочери Медеи Руно перешло в руки греков Медея стала женой Ясона и уехала с ним в Грецию Но будучи темной колдуньей (кстати, племянницей Кирки) она принесла там много горя
Ясон и Медея
Величайший греческий герой Геракл, по воле супруги Зевса Геры должен был выполнить двенадцать труднейших заданий царя Эврисфея Десятым подвигом было добыть священных коров великана Гериона
Герион представлял собой три сросшихся человеческие тела и был очень силен Герион представлял собой три сросшихся человеческие тела и был очень силен Но Геракл поразил великана стрелами, убив заодно и двухголового пса Орфа Геракл есть ярчайшее воплощение Культурного Героя в его ипостаси борца с чудовищами Поединок с трехглавым монстром есть центральный сюжет мифологии Героя: Траэтаона против Ажи Дахака (персидская мифология), Трита против Вишварупы (индийская мифология), Иван Третий и змей Горыныч (славянская мифология) Непосредственно под именем Геракл (Геркле, Геркулес) героя почитали в этруской и римской мифологиях