Культура России 17 века
Литература Учебная 1634г. – Букварь В.Бурцева Грамматика Мелетия Смотрицкого Букварь Кариона Истомина Таблица умножения Чертежная книга Сибири ,Ремезов Летописи уступили монографическому 30-егг. -Новый летописец (от смертиИГ до ок.Смуты) Созерцание краткое лет 7190-7192, в них же что содеяся во гражданстве, Сильвестр Медведев (о событиях 1682-1684гг) Синопсис, Иннокентий Гизель, архимандрит Киево-Печерск. м. жития Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Аввакума Исторические повести Сказание Авраамия Палицина (О Смуте) Временник дьяка И.Тимофеева Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков, Федор Порошин (события 1637-1642гг) Сатирические повести Повесть о Шемякином суде, Повесть о Ерше Ершовиче Азбука о голом и небогатом человеке Сказание о куре и лисице, Повесть о Горе и Злочастии Служба кабаку Сказание о попе Савве и великой его славе Калязинская челобитная
Новый ! Драматургия и поэзия Родоначальник – С.Полоцкий -Вертоград многоцветный, Рифмологион, стихотворные пьесы «О н Навуходоносоре царе», «Притча о блудном сыне» библиография «Оглавление книг, кто их сложил» – С.Медведев энциклопедия «Полис» , К.Истомин публицистика Авраамий Палицин Иван Тимофеев Юрий Крижанич «Думы политичны» Симеон Полоцкий
Просвещение 40е гг – Ф.М.Ртищев пригласил из Киева ученых –монахов в Андреевский монастырь Открываются специальные школы Печатного двора, Аптекарского приказа 1665г. – открыли школу при Спасском монастыре во главе с Симеоном Полоцким 1687г. – открыта Славяно-греко-латинская академия братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами
Успенская (Дивная ) церковь в Угличе
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Церковь Покрова в Филях
Тайная вечеряв Икона «Древо государства Российского» или Похвала Владимирской иконе Божьей матери Троица Архангел Михаил попирающий дьявола Спас нерукотворный.Для ТСЛ
Церковь в Троице-Лыкове
Продолжается строительство шатровых церквей и соборов ( стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности) Архангельский собор Нижегородского кремля Церковь Покрова в Медведкове (Пожарский) Успенская (Дивная ) церковь в Угличе Церковь Рождества Богородицы в Путинках 1628г. – шатер над Спасской башней Московского Кремля
Трехэтажные терема Московского Кремля (Антип Константинов, Бажен Огурцов, Третьяк Шатурин, Ларион Ушаков «Русское узорочье»: Церковь Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле Церковь Троицы в Никитниках Церковь Рождества в Путинках Вознесенская церковь в Устюге Великом Митрополия в Ростове Церковь Николы в Пыжах и Хамовниках Дворяне и купцы строят «узорочные» палаты: Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве Дома бояр Голицына и Троекурова в Москве Печатный и Монетный дворы Теремной дворец Ал.Михайловича К концу столетия складывается стиль нарышкинского или московского барокко(пышный ,величавый, парадный , нарядный, изящный разнообразие декоративного убранства, башенный тип постройки, красный кирпич и белый камень): Палаты на Петровке ,Церковь в Троице-Лыкове Церковь Покрова в Филях( усадебный храм Л.К.Нарышкина) Церковь в Уборах под Москвой ,Успенский собор в Рязани
Построена в 1631-1634 годах купцом Григорий Никитников на территории своей усадьбы. Он торговал пушниной. В Церкви есть фреска с изображением его семьи. Храм освящен в честь иконы Грузинской Божьей Матери. Говорят, что церковь хотели снести, но Сталин, узнав, про икону Грузинской Богоматери, не разрешил. Икона написана в 1654 году в связи с избавлением Москвы от моровой язвы. В храме есть икона Владимирской Божьей Матери работы Ушакова. Помимо Богоматери с младенцем, на иконе изображена Кремлевская стена и Успенский собор, и древо с медальонами наиболее значимых деятелей древней Руси. На Кремлевской стене стоит царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной.
Вознесенская церковь в Устюге Великом Церкви Николы в Пыжах и Хамовниках
Дом думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве Дом боярина Троекурова в Москве
Церковь в Уборах под Москвой
Успенский собор в Рязани
Живопись «Строгановская школа» – Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин Симон Федорович Ушаков (1626-1686) и ученики Иван Максимов, Михаил Милютин. В работах намечается стремление к реализму Оружейная палата Икона «Троица»(Рус.м.) Тихон Филатьев (кон.17в.) на иконах появляются реалистические пейзажи, изображения зданий
Фрески церквей Троицы в Никитниках (Владимиров и Ушаков)церкви Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин) –реалистические тенденции , красочность, богатство композиции, оптимизм, народный дух, обилие бытовых деталей
Портретный жанр Парсуны царя Федора Ивановича (1600), М.В.Скопина –Шуйского (1610)
Театр 1672-1676гг. -организация тетра Алексеем Михайловичем по инициативе боярина А.С.Матвеева, Иоганном Готфридом Грегори, пастером лютеранской церкви из Немецкой слободы
Выводы Переходный период от Средневековья к Новому времени, «старина и новизна перемешались» Неравномерность развития Бурный процесс обмирщения Возрастает внимание к человеку, его месту и роли в окружающем мире Проявляется личностное начало , распространились авторские произведения Расширились культурные связи со странами Западной Европы, возросло число культурных заимствований Накопление знаний, начало их теоретического осмысления