Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. 8 класс Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.
ПЛАН УРОКА 1. Городской рельсовый путь. 2. Все новости из газеты. 3. Машина объединившая женщин всего мира 4.«Покупатель всегда прав!» 5. Жить стало комфортнее 6.Музыка в доме 7.Фотография 6.Каллиграфический почерк больше не нужен 7.Почтовые марки 8.«Колесов скорости» 9. «Ах, эта непостоянная мода» ВЫВОДЫ
С развитием техники во время индустриальной революции менялась повседневная жизнь людей. Она набирала темпы, были необходимы изменения в транспорте, облике городов, бытовых условиях. Впервые общественный транспорт появился в Париже уже в начале XIX в. По улицам города стали ездить омнибусы (по-английски omnibus — машина для всех), большие экипажи, следовавшие по определённому маршруту. ГОРОДСКОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ Омнибусы
В 1829 году омнибусы появились в Лондоне и Нью-Йорке. Однако ехать по булыжной мостовой, которая создаёт тряску было не очень удобно. Тогда возникла идея транспорта, который будет перемещаться по рельсам – конка. Теперь лошади тянули омнибусы по рельсам. Новый вид транспорта в России назвали конкой, а в США — трамваем ГОРОДСКОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ Конка Памятник конке в Санкт-Петербурге
Конка была удобна, но имела свои недостатки – лошади быстро уставали, на их содержание тратилось много денег. Со временем возникла идея использования электричества для создания тяги. В 1881 году из Берлина в Ли хтэрфельд проехал первый трамвай на электрической тяге, это изобретение связано с именем Эдисона. ГОРОДСКОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ Электрический трамвай Памятник первому трамваю в Казани
В 1863 г. в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу, которая по названию строившей её компании стала именоваться «Metropoliten» или сокращённо метро. Затем такие дороги стали строить в столицах других стран. В 1900 г. первая линия метро стала действовать в Париже. ГОРОДСКОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ Вагон лондонского метро. Реконструкция
ВСЕ НОВОСТИ ИЗ ГАЗЕТЫ Бурное развитие политической жизни рождало в обществе потребность в увеличении тиражей газет и журналов, а растущая грамотность населения создавала спрос на книги. Печатное дело совершенствовалось, на смену ручному печатному станку пришёл станок механический. Из древесной массы научились изготовлять дешёвую бумагу. Продавцы и разносчики газет
ВСЕ НОВОСТИ ИЗ ГАЗЕТЫ Газета стала частью повседневной жизни. Читали за завтраком, читали в транспорте, читали в кафе. Дешёвые газеты разносили по домам почтальоны. Такую газету можно было купить в уличном автомате: брось монетку — получи газету. Многие известные газеты современности появились именно в XIX веке. Например, «Зэ Гардиан» и «Дэйли Мэ ил» в Великобритании, «Фигаро» во Франции и многие другие.
Многие изобретатели создавали свои модели швейной машины. Изобретателем и предпринимателем, сумевшим наладить массовое производство и продажу машин, стал американец Зингер. Уже к 1870 г. в мире производилось ежегодно 700 тыс. швейных машин, из них три четверти выпускала компания Зингера. МАШИНА, ОБЪЕДИНИВШАЯ ЖЕНЩИН ВСЕГО МИРА Исаак Меррит Зингер и его швейная машина
Швейная машина облегчила и ускорила процесс создания одежды.. Настоящий переворот в торговле совершили появившиеся в городах универсальные магазины. Теперь не нужно было обходить множество мелких лавок, чтобы купить все необходимое, достаточно было прийти в большой магазин. «ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ!» Универмаг Бон Марше в Париже
Новый способ ведения торговли приобрёл такую популярность, что вскоре во многих городах появились подобные магазины. В 1874 году в Париже открылся универмаг «Весна», в 1894 году – «Галерея Лафайе т». В 1896 году в Нью-Йорке был открыт «Мэ йсис». В 1909 году в Лондоне – универмаг «Сэ лфриджис». «Мэйсис» и « Галерея Лафайет» сегодня «ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ!»
К XIX в. Обстановка квартир с течением времени менялась. В начале XIX века была популярна мебель в стиле ампи р – массивная, украшенная фигурными изображениями мифических животных. Она должна была демонстрировать богатство хозяина квартиры. С середины XIX века мебель становится более простой и удобной. Теперь мебель стала не столько роскошной, сколько функциональной. ЖИТЬ СТАЛО КОМФОРТНЕЕ Мебель в стиле ампир
ЖИТЬ СТАЛО КОМФОРТНЕЕ До середины 19 века комнаты согревались при помощи печей и каминов, а топливом служили дрова и уголь. С 70-х годов стало распространяться центральное отопление – паровое и водяное. Интерьер 19 века
В квартирах любителей музыки появился граммофон. В 1877 г. Эдисон изобрёл фонограф — аппарат, воспроизводящий речь человека. На его основе и был создан граммофон. Музыка записывалась на специальные диски — пластинки. МУЗЫКА В ДОМЕ Граммофон Фонограф Эдисона
В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования. Искусство фотографии быстро развивалось, у людей среднего достатка появилась возможность иметь семейные альбомы. ФОТОГРАФИЯ Образцы дагерротипов 19 века
КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПОЧЕРК БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН Изобретателем пишущей машинки был американец Кристофер Шоулс, редактор и издатель газеты, который в 1867 г. оформил патент . Из-за недостатка средств на ее доработку продал своё изобретение владельцу машиностроительной фабрики Ремингтону, который стал производить пишущие машинки в промышленном масштабе Пишущие машинки « Ремингтон» и «Ундервуд»
Первая в истории почтовая марка стандартного типа была выполнена в чёрном цвете и имела достоинство в 1 пенни. Первые почтовые марки, а также штемпельные конверты увидели свет в Англии в 1840 году. Их появление было обусловлено введением унифицированного дешёвого тарифа на письма и связано с именем Роуленда Хилла. ПОЧТОВЫЕ МАРКИ Первая почтовая марка « Черный пенни» Почтовый конверт с рекламным рисунком и текстом (США)
«КОЛЕСО СКОРОСТИ» Первое изобретение относится к 1790 г. Это был просто самокат. Со временем изобретение совершенствовалось. Так появился современный велосипед и возник новый вид спорта- велосипедный. Велосипед с деревянными колёсами в стиле XIX века Велосипед Мишо
«АХ, ЭТА НЕПОСТОЯННАЯ МОДА!» Во времена Наполеона — консульства и империи — мода стремилась подчеркнуть величие эпохи, в ней господствовал стиль ампир. Дамы носили открытые платья из лёгких тканей, с короткими рукавами и поясом, перемещённым под самую грудь. Модным дополнением считалась шаль. И покрой, и цвет должны. были подчеркивать сходство с античностью и империей Одежда в стиле ампир
«АХ, ЭТА НЕПОСТОЯННАЯ МОДА!» К концу века модными были брюки, которые внизу сужались. Повседневной одеждой были сюртук, жакет или пиджак. Для парадных выходов использовались визитка – днём. фрак – вечером. Головными уборами для мужчин служили цилиндры, котелки и шляпы. Мужская одежда конца 19 века
Больше всего менялась женская мода. В середине века стали популярны кринолины – каркасы из обручей, которые надевались под юбку, делая её широкой и пышной. Обязательным элементом был корсет, который затягивали так сильно, что порой модницы падали в обморок. Женский образ дополняли различные аксессуары – зонтики, перчатки, сумочки. «АХ, ЭТА НЕПОСТОЯННАЯ МОДА!» Дама в кринолине
Технический прогресс изменил повседневную жизнь людей. Транспорт стал недорогим. Появились омнибус, конка, трамвай и метро. Квартиры стали более уютными. ВЫВОДЫ Они отапливались центральным водяным или паровым отоплением. В городах был проложен водопровод, создана система канализации. В жизнь людей вошли граммофон, телефон, фотография. Мир человека в XIX веке расширил свои границы. Париж середины 19 века