Культура Тибета Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Харганатская СОШ, Селенгинского района, республики Бурятия
План урока: Географическое положение Тибетские монастыри Лхаса- политический и культурный центр Тибета Чортены Живопись Танка Литье из бронзы Декоративно-прикладное искусство Музыка и танцы
Географическое положение Тибета
Тибетские монастыри Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Потала в Лхасе Потала в Лхасе- резиденции далай-ламы. Лхаса(жилище Бога), основанная в VII в., издавна была политическим и культурным центром Тибета.
Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением. Красный дворец служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны.
Чортены Чортены- разновидность индийской ступы, модель Вселенной, хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, связанных с буддизмом.
Ступа в Лхасе, (на фоне дворца Потала)
Какие отличительные особенности архитектурных сооружений вы бы назвали?
Тибетская живопись Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.
Танка Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Литьё из бронзы Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Декоративно-прикладное искусство Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Музыка и танцы Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Ритуальный танец цам Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл. Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
Источники http://img-fotki.yandex.ru/get/5204/etnika-art.0/0_34e1c_9c299da7_XL http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E8%E1%E5%F2 http://www.bharatiya.ru/tibet/remeslo.html Энциклопедия для детей. Искусство. Часть певая. ООО «Мир энциклопедий Аванта плюс»