Современные ориентиры к созданию основной общеобразовательной программы дошкольного образования(система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы) Настоящие рекомендации являются временными и действуют до выхода Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Бурим Н.В. ЛОИРОкорректировка 12.2010
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детейОбязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные срокиФормы мониторинга должны обеспечивать объективность и точность получаемых данныхнаблюдения за ребенкомбеседыанализ продуктов детской деятельностиэкспертные оценкикритериально-ориентированные методики нетестового типа критериально-ориентированное тестированиескрининг-тесты И др.
Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программе дошкольного образования» Департамента общего образования Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. № 03 – 248 Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.
Педагогическая диагностика О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо Министерства образования РФ от 07.04.99 № 70/23-16
Все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей.Зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации.Практические психологи и педагоги допускают ошибки при интерпретации полученных результатов, не умеют сформулировать обоснованные рекомендации педагогам и родителям.Возрастает поток психодиагностической литературы низкого качества. некомпетентная интерпретация диагностическихданных, ошибки в определении уровня развития ребенка
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (математические представления, развитие речи, изобразительная и музыкальная деятельность и т.п.) лишь условно. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребенком освоены.
На обороте титульного листа - содержание (оглавление) образовательной программы.I вариант:
VI. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) направлена на осуществление оценки динамики достижений детей. Итоговая оценка проводится в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание качеств выпускника ДОУ и степень их сформированности (приложение№ …). В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа продуктов детской деятельности…Мониторинг достижения планируемых итоговых результатов освоения Программы детьми подготовительной группы (мониторинг детского развития) – Карта развития ребенка
VI. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Для выделения содержания мониторинга соотносятся те результаты, на достижение которых направлена используемая в дошкольном учреждении программа, с теми качествами, которые определены в ФГТ как планируемые результаты освоения Программы (приложение №…).
Промежуточная оценка проводится один раз в полугодие/один раз в год. До принятия Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования мониторинг промежуточных результатов осуществляется с использованием критериев, заложенных для каждой возрастной группы в реализуемой ГДОУ образовательной программе «Детство». Результаты мониторинга отражаются в Листе оценки промежуточных результатов освоения Программы (приложение №…)Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы детьми ______ группы (мониторинг образовательного процесса) Дата проведения мониторинга:Оценка уровня развития:1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;2 балла – отдельные компоненты не развиты;3 балла – соответствуют возрасту;4 балла – высокий.
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста(Примерная основная общеобразовательная программа «Истоки») Свидетельствует об успешном освоении детьми требований ООП дошкольного образованияСледует усилить индивидуальную педагогическую работу по данным направлениям с учетом выявленных проблемПроводится комплексное психологическое диагностическое обследование и составляются программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка