Самовыражение в цвете Опыт работы воспитателя группы для детей с ТНР речи, МДОУ №7,Храмко Марины Николаевны.
Актуальность В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». В последние годы педагоги экспериментальным путем пытаются определить условия наиболее эффективного использования арттерапии, как средства коррекции психического и физического здоровья детей. Цвет – это ведь не только красота. Мы редко задумываемся над тем, что воздействует на наши органы чувств, цвет еще и лечит нас. Лечение цветом с давних времен применялось во всем мире. Дети дошкольного возраста, имеющие отклонения в развитии речи, очень часто имеют отклонения в эмоциональном и поведенческом плане. Очевидно, что решать их необходимо комплексно, и цветотерапия в данном случае может многое: успокоить, активизировать, тонизировать, повлиять на настроение и т. д.
Научный подход Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств.Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников, зависимости от переживаемых ими эмоций.Работы ведущих ученых – педагогов, психологов, педиатров – Самарина Л.В., Серов Н.В., Афанасьев С. Э., Салина М., Берлин Б., Кей П., Люшер М..
Цель: поиск оптимального варианта использования цветотерапии в системе логопедической работы с детьми. Задачи:1 «Погружая» детей в мир цвета, тем самым усиливая или, напротив, уменьшая интенсивность некоторых свойств личности.2 Расширению диапазона цветовосприятия у дошкольников с низкой познавательной активностью3.Развитие эмоционально-чувственного базиса у детей с эмоциональными нарушениями.4. Осознание своих связей с миром и места в окружающей действительности.5. Творческая самореализация ребенка.
Цвет в нашей жизни -Цвет – это журчащая синева ручейка, слепящее золото солнечных лучей ,малиновые зори и лиловые сумерки. Цвет:- наполняет жизнь человека;- воздействует на человека, его здоровье, самочувствие и самооценку.
Психологическая характеристика цвета Красный –Это энергия и сила. В цветотерапии красный активно используется при работе с неуверенными детьми, страдающими заниженной самооценкой. Желтый - цвет солнца, чистый , ясный несущий свет, тепло и энергию.Оранжевый – это теплый активизирующий цвет.Синий –он помогает приобрести внутренний покой , стимулирует вдохновение и творчество.Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, добра и удачи.
Психологическая характеристика цвета Зеленый цвет- цвет природы . Это цвет равновесия гармонии, стабильности, целостности, помогает рассеивать отрицательные эмоции.Голубой -это цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста. Цвет покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.Фиолетовый- глубокий , красивый , яркий, связан с духовностью, творчеством и интеллектуальными способностями человека. Это таинственный , мистический загадочный цвет.Черный – это таинственное и неизведанное. Ассоциируется с ночью и тьмой. Способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы.
Формы работы Организация специальных занятий :вступление; погружение в цвет;самовыражение в цвете ;разноцветные сказки.
Погружение в цвет Сказка о том как появился разноцветный мир.Упражнения :Ощущение цвета.Феи.Цветик – семицветик.Полет бабочки.Кто самый внимательный.Красные пуговицы.
Самовыражение в цвете Творческие задания для детей:рисование с элементами аппликации;аппликация;составление коллажа;рисование кистью и рукой;кляксография и др.
Разноцветные произведения Желтые истории и сказки.Коричневые истории и сказки.Стихи « Незабудки».История Голубого города.Оранжевая песенка.Сказка» Шоколадная дорога» ( Дж . Родари.
Формы работы Использование цвета в различных видах деятельности детей.Организация специальных игр.Сочинение цветных сказок и историй.Театральные этюды.
Использование анализаторов - вкусовой анализатор – благодаря восприятию разнообразных вкусовых ощущений: например, в Коричневой стране дети вербализировали ощущения тягучести, мягкости, липкости при медленном разжевывании шоколада и изюма;- тактильно-кинестетический: дети ощутили внутренний покой, расслабленность, овладев релаксационной позой «сидение на пяточках»; освоили состояния напряжения-расслабления благодаря разнообразным пальчиковым играм и логоритмическим упражнениям, танцевальным движениям под музыку, движениям под определенный ритм, движениям с предметами и без них, движениям-образам с использованием цвета (спонтанный танец маленьких зеленых привидений в Зеленой стране).
- слуховой анализатор – каждый цвет сопровождается определенной музыкой: например, в стране Красного цвета звучали мелодии И. Баха «Шутка» и «Табакерка», в Серебряной стране – «Танец феи Драже» П. И. Чайковского;- обонятельный анализатор – ароматы каждой цветной страны выражаются через угощение: например, корзинка с овощами и фруктами из оранжевого сада Оранжевой страны излучала радостный апельсиновый цвет – цвет самого солнца!- зрительный анализатор –через изобразительную деятельность и «погружение» в предметную среду определенного цвета: в Синей стране дети конструировали синих птиц всевозможных тонов и оттенков;
Мониторинг работы Цель: выявить знания детей о цвете и предпочтениях.В результате обследования детей выявлены: 1.умения детьми называть и различать цвета ; 2.детские предпочтения в цвете; 3.умения отождествлять цвет с образом и предметом; 4.умения находить при работе с красками свой «цветовой набор», «свою палитру».
Мониторинг
Перспективы работ ы вовлечение родителей в профилактику и коррекцию эмоционально–волевых процессов у детей с нарушением речи при помощи цветотерапии;пополнение цветоигротеки.
Спасибо за внимание!