ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫСЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 281ПЕДСОВЕТ"Системно-деятельностный подход"
Системно-деятельностный подходСистемный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Системно - деятельностный подход может использоваться на каждой ступени общего образования: представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личностина основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязивыделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся
В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д
2) развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
3) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся
4) учет особенностей ребенка.
5) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
6) Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост:ТВОРЧЕСКОГОПОТЕНЦИАЛАВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ и ВЗРОСЛЫМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВОВ
7) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
ВЗГЛЯДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОШЛОГО (традиционные) И НАСТОЯЩЕГО Основная задача школы - дать хорошие прочные знания. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Как получить и использовать новый образовательный стандарт на занятииПодробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ)2. Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Деятельность учеников на уроке(по новым стандартам)способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитииумение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Планируемые результаты и сисмема оценкиВ образовательном процессе реализуетсяОвладение системой учебных действийс изучаемым учебным материаломОценивается Способность к решениюучебно-познавательных иучебно-практических задач
Базовые технологии:* Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)* Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
* Технология, основанная на реализации проектной деятельности.* Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Проектирование и отборучебных ситуаций на примере учебной ситуацииУчебные ситуации с элементами игровой деятельности:соревнования – командные и индивидуальныесюжетные – «поиск сокровищ» …ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)проведение мини-исследованийописание и оценка
Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми
Используя системно - деятельностный подход:Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди ученика от собственного опыта к общественному;Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;Учи анализировать каждый этап работы;Критикуя, стимулируй ученика.
Вывод Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!