«Системно- деятельностный подход основа реализации ООП».
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
личностно-ориентированная развивающая модель массовой начальной школы
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Деятельностный подход к обучению предполагает:• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения естьвсегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Требования к организации обучения - организация учебной деятельности учащихся,включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения,обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организация таких форм учебного сотрудничества,г де была бы востребована активность и инициатива ученика.
1. Каким образом данный учебно-методический комплект реализует принципы деятельностного подхода? − «Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода», 2005;− «Что значит уметь учиться», 2006; − «Деятельностный метод обучения: образовательная система “Школа 2000…”», 2007; − Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе “Школа 2000…”», 2008; − «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений», 2009 и др.
Типы уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода в Образовательной системе «Школа 2100».В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в четыре группы:
Деятельностно -ориентированные принципы а)принцип обучения деятельности: проблемно-диалогическая технология; технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения); технология оценивания учебных успехов; проектная технология.б) принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? Структура урока в технологии деятельностного подхода1. Орг. момент.включение детей в деятельность;выделение содержательной области.2.Постановка учебной задачи.актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);создание проблемной ситуации;выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение;формулирование темы и цели урока.3.«Открытие» детьми нового.организация самостоятельной исследовательской деятельности;выведение алгоритма. 4.Первичное закрепление выполнение заданий с проговариванием в громкой речи5.Самоанализ и самоконтроль.6. Итог урока. Рефлексия.
3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? мотивационные приемы, например, «яркое пятно», личностно-ориентированные формы взаимодействия и др; диалоговые формы общения: подводящий диалог, выдвижение гипотез, анализ выдвинутых гипотез и их сравнение и др.;исследовательские методы обучения, приемы развития критического мышления; проектные формы и методы работы, целеполагание, планирование и др. ;продуктивные формы учебной деятельности: побуждающий диалог, эвристическая беседа, групповые формы работы, формы и методы работы с текстами и др.; комментирование и различные репродуктивные формы учебной деятельности, работа по заданному образцу, алгоритму и т.д.; самостоятельная работа;фронтальная работа;игровая формы;работа в группах;соревнования, тренинги и др.
4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии», 2006
Структура учебной деятельности,исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон) При включении учащихся в учебную деятельность организуется прохождение ими 1-го шага формирования УУД на уроках по разным учебным предметам.
Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы - преемственности между различными ступенями образования;- сделать учебный процесс единым и непрерывным;- наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: - более качественное усвоение знаний;- мощное развитие интеллекта, творческих способностей;- воспитание активной личности.
Методы обучения и формы организации учебного процесса. Методы обучения — проблемные:а) проблемного изложения;б) частично-поисковый;в) исследовательский. Формы организации учебного пространства - коллективные:а) парное взаимодействие;б) микрогрупповое взаимодействие;в) бригадное (групповое) взаимодействие;г) межгрупповое взаимодействие.
Дидактические принципы в системе развивающего обучения.
Мотивация к учению в УМК «Школа 2100» обеспечивается за счет реализации следующих требований «Надо»- «хочу» - «могу»: 1) организации понимания учащимся методологически обоснованной нормы учебной деятельности (того, что значит учиться, что «мне надо» делать);2) организации осознания ими личностной значимости учения (того, почему «я хочу» учиться);3) создании ситуации успеха, веры в свои силы (осознания того, почему «я могу» учиться).
Системное формирование всех групп УУД
Функции ученика и учителя в совместной деятельности: 1) ученик учится (учит себя), то есть выполняет учебную деятельность;2) учитель выполняет две роли − организатора деятельности ученика и его помощника.
9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность? Учебная деятельность1 класс, I четверть
Спасибо за вниманиеТворческих Вам успехов!