Педагогическое общение.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.
Функции общения:
Модели общения Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.
Стиль –индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Общение на основе дружеского расположения.Общение-диалог.Общение-дистанция. Общение-устрашение. Общение-заигрывание.
Стили общения –выбор учащимися.
Модели поведения преподавателя:
Модели поведения преподавателя (тестирование).
Модели поведения преподавателя (анкетирование учащихся)
Коммуникативные приёмы: 1. Приёмы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (заторможенность, неловкость, подавленность, скованность)Создание атмосферы защищённости;Одобрение, поддержка попытки ответа;Одобрение практики обращения к преподавателю;Поощрение устных ответов по собственной инициативе; Создание щадящих условий при ответе учащихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью.
2. Приёмы оказания коммуникативной поддержки Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном построении высказываний;Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.
3. Приёмы инициирования встречной учебно – познавательной активности Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;«Игровая провокация».
Выбор учащимися личностных качеств преподавателя. Справедливость Умение поставить себя на место другогоДоброта СдержанностьТерпимостьКрасота, стиль Хорошие вербальные способностиДоступность изложения материалаСтрогость
Качества педагога, необходимые для успешного общения: Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой;Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
Формы работы на уроке: Урок-презентация: активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаются учащиеся. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.Урок-исследование: эта форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, подведения итогов.Тематический проект: коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Электронная викторина: организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий. Электронный урок: это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника. Электронное тестирование: это самоанализ и самооценка ученика.
«Умеет учить тот, кто учит интересно»