Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39»Моральное воспитаниедошкольниковПредставление опыта работы ВоспитательТ.А.АндриевскаяГ. Лысьва, Пермский край2008 г.
Сообщение по теме самообразования «Моральное воспитание в детском саду» Воспитатель1 категорииАндриевская Т.А.
Моральное воспитание Термин «Мораль» произошло от латинского слова «mores»,что в переводе означает «нравы».В отечественной дошкольной педагогике всегда присутствовал раздел морального, или нравственного воспитания.К основным задачам морального воспитания мы относим :1 Формирование морального поведения (ребёнок должен не только знать соответствующие нормы морали ,но и следовать им в своих поступках и отношениях с другими )2 Формирование эмоционального отношения к нормам , к фактам их соблюдения и нарушения
Моральное воспитание 3 Формирование доброжелательных отношений к другим людям , и особенно к сверстникам .4 Формирование положительных групповых норм.
Моральное воспитание По этой теме я работаю первый год . В работе с детьми использую объединение отдельных методик в общее смысловое целое и стимулирую интерес детей к предлагаемым новым задачам . Методики :«Рассказ про тебя » «Я поступил плохо ,когда … » « Моральные пьески »«Методика –игра « Фу »
Моральное воспитание Методика «Рассказ про тебя »Задача : внесение в образ –Я ребёнка представлений о себе как о носителе определённых моральных качеств ( честность ,справедливость , отзывчивость ) и одобрение в себе этих качеств . События ,описываемые в рассказах, носят достаточно реалистичный характер и могли бы иметь место в действительности (делёжка конфет , помощь сверстнику ,защита животного, признание своей вины и др.)
Моральное воспитание Образ ребёнка в этих рассказах отличается и от того, каков он на самом деле ,и от того, каким он представляется себе самому , но в рассказе он лучше ,т. е. ребёнку показывают образец . Такимон может стать .Так у ребёнка формируется положительный образ себя . Возможность соответствовать ему на практике ,а не только в воображении. Возврат
Моральное воспитание Методика «Я поступил плохо ,когда …»- это формирование критической моральной самооценки . Для возникновения у ребенка критической самооценки необходима уверенность в положительном отношении к нему окружающих , а стремление оправдать эти ожидания побуждает преодолевать свои недостатки . Способность наедине с собой сказать «Я поступил плохо », «Я должен поступить иначе » ,-не появляется вдруг . Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям.
Моральное воспитание Одним из шагов в данном направлении является рассказ о своих поступках другим . Но одному человеку ,персонажу , а не всей группе . Воспитатель выполняет роль технического посредника (записывает высказывания детей ,передает записки персонажу ). Тот уносит их ,а в следующий приход радуется тому, что дети нашли в себе мужество написать о себе правду ,И выражает уверенность , что они стали лучше.Например : « Я поссорилась с подругой . Она играла с другой девочкой .Но потом мы помирились и играли втроем .» «Я взял без спроса игрушку из чужого шкафчика . Мальчик подумал , чтопотеряли и расстроился . Я отдал и извинился .» Возврат
« Моральное воспитание » Методика « Моральные пьески »Задача :вызвать у детей сочувствие «жертвам»неблаговидных поступков ,возмущение обидчиками и одобрение тех , кто восстанавливает справедливость.Героями пьесок являются дети , а события ,происходящие с ними , действительно могут случиться в любой группе детского сада .С начала детям я показывала пьески сама, постепенно дети ( Лиза, Юля , Оля, Гриша, Кирилл и др.) высказали желание участвовать.
« Моральное воспитание » Дети посмотрели пьески «Камешек в туфельке.»« Разрушенная крепость .», «Чужой кубик.»,«Порванная книга .» и др. В самостоятельной Возвратдеятельности придумали новые : « Красивое платье », «Новая машина », « Раскраска .» Эта методика особенно результативна при развитие диалогической речи детей .
« Моральное воспитание » Методика – игра « Фу »Задача :практиковать детей в коллективном одобрении и осуждении положительных и отрицательных поступков .Воспитатель поочередно называет разные поступки(«оторвал кукле руку », «помог другому застегнуть пуговицу»,и т.д.). Дети хором оценивают их возгласами « Фу !» или « Ура! ».Детям эта игра очень нравится .
« Моральное воспитание » Все эти методики являются фундаментом для дальнейшего развития у детей морального облика .А мораль является важной сферой любой культуры . Поэтому я старалась в своей работе по этой теме развивать у детей :1становление морального поведения , которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуаций .2овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали(положительного )и к их нарушению (отрицательного ). 3 возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыт использования положительных групповых норм .
«Моральное воспитание » В дальнейшем буду планировать свою работу по этой теме со среднего возраста . Используя эти и другие методики , литературу .
Работа проводилась в соответствии с программой «Радуга».Использовались рекомендации С.Г.Якобсон «Моральное воспитание в детском саду»
Моральное воспитание Спасибо за внимание !