Муниципальная общеобразовательная школа – интернат«Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования №17 «Юные спасатели МЧС» Организация психолого – логопедического сопровождения как условие для безбарьерной адаптации учащихся в образовательной средеСеменова С. И. – учитель – логопедБерестова Н. А. – педагог - психолог
Проект «Наша новая школа» «…В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями.»
Модель психолого-логопедического сопровождения: Безбарьерная адаптация первоклассников, как условие сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся
Цель: Психолого-логопедическое сопровождение первоклассников, как содействие сохранению и укреплению их психофизического здоровья, через программы обучения, соответствующие психофизиологическим возможностям детей.
Задачи: выявить уровень психофизиологической готовности первоклассников к обучению в школе;дать рекомендации родителям в помощь адаптации первоклассников, соответствующие возможностям их ребенка;исследовать динамику развития способностей учащихся 1 класса;использовать результаты исследования для логопедической и психологической коррекции; использовать базу данных для определения образовательного маршрута при переходе учащихся из 1 класса во 2 класс.
Методологическая основа: опора на научную теорию Л.С. Выготского, А.Р.Лурия, М. Р. Битяновой (психология), Р. Е. Левиной (логопедия) о единстве формы и содержания мышления;определение структуры речевых и психологических отклонений;
Единое коррекционноепространство
Цель сопровождения ребёнка
Модель психолого-логопедического сопровождения
1. Диагностический блок – входной, промежуточный и выходной контроль
Входной контроль – цели: Логопедическое обследование - исследовать:звукопроизношение;фонематический слух и восприятие;словарный запас;лексико-грамматические понятия;развитие мелкой и артикуляционной моторики;связную речь. Психологическое обследование - исследовать:мотивацию;темп умственной и моторной деятельности;состояние высших психических функций;способность к саморегуляции;пространственные представления, понятийное мышление, логическое мышление;развитие мелкой моторики.
Промежуточный контроль – цель: Отслеживание динамики в развитии
Выходной контроль – цели: Логопедическое обследование –исследовать:звуко-буквенный и слоговой анализ слов;выделение речевых единиц;развитие моторной программы;лексико-грамматические понятия;словарный запас;навыки формирующегося письма и чтения. Психологическое обследование -исследовать:слуховую и зрительную память;развитие мелкой моторики;словесно-логическое мышление;понимание и выполнение инструкции;вычислительные навыки;произвольное внимание и саморегуляцию.
2. Информационно – консультативный блок: индивидуальные консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям;групповые консультации для родителей и педагогов (родительские собрания, педсоветы, методические объединения, круглые столы);стендовая информация, памятки, методические пособия.
3. Коррекционно-развивающий блок: Разработка перспективного плана коррекционно-развивающих занятий;Составление занятий с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития первоклассников.
Виды коррекционной работы Психогимнастика;Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;Массаж и самомассаж; Коррекционные развивающие игры;Дидактические игры;Физминутки;Устные и письменные упражнения; Моделирование слогов, слов, синтаксических конструкций;Решение логических и речевых задач;Заучивание стихотворений, чистоговорок, потешек; Списывание;Слуховой, графический, зрительный диктант.
4. Аналитический блок: Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы;Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы;В случае необходимости, планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Модель сопровождения обеспечивает: логопеду выявить уровень сформированности межанали-заторного взаимодействия и подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов;психологу выявить уровень сформированности ВПФ и подобрать программу коррекционно-развивающих занятий с учетом образовательных потребностей учащихся;учителю определить причины трудностей в обучении и оказать индивидуальную помощь первоклассникам с особыми образовательными потребностями;родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся и принимать решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ученика;
Результат сопровождения Ориентировка первоклассника в учебной ситуации;Полноценное участие в работе в паре, группе, в классе;Произвольное регулирование своего внимания;Критичность, самоконтроль;Рефлексия, освоение «технологии успеха и достижений»;Сохранение и укрепление психофизического здоровья учащегося.
Спасибо за внимание!